Несостоявшийся Госсовет в Екатеринбурге: Медведев не захотел покрывать коррупцию

Прямо-таки титанические усилия прикладывали к этому и представитель Свердловской области в Москве, вице-премьер областного правительства Эрик Бугулов и его близкий друг, высокопоставленный чиновник кремлевской администрации, непосредственно отвечающий за подготовку Госсовета Петр Скороспелов, в прямом смысле «спевшийся» со свердловской элитой. Судя по всему, Дмитрий Медведев предпочел поверить не лапидарным справкам Скороспелова о ситуации в области, а альтернативным источникам информации, просто вопиющим о разгуле коррупции в регионе – и отменил и заседание Госсовета, и посещение этой выставки.

Вслед за президентом эту выставку проигнорировал и премьер-министр Владимир Путин, и даже председатель оргкомитета выставки вице-премьер Игорь Сечин. На нее не приехал даже ни один из федеральных министров. По-видимому, все они располагают достаточно достоверной информацией, что главным коррупционным проектом местных властей является как раз «Иннопром-2011».

Еще год назад специально для этой выставки было решено выстроить крайне амбициозный выставочный комплекс. Для этого было выделено 4 млрд. рублей. Только вот строить решили почему-то …на болоте. Интересно, о чем думали вице-премьер областного правительства Михаил Максимов, руководитель администрации Вячеслав Лашманкин и руководитель МУГИСО Владимир Левченко, принимая столь странное решение? О том, что «на болоте» деньги «пилить» значительно проще – закапывай и закапывай их, а они все тонут и тонут? Или о том, что в этих условиях понадобятся дополнительные деньги, которые тоже можно «попилить? Или о том и другом одновременно?

Ну а чтобы деньги случайно не ушли на сторону, строительство поручили «своему» человеку – заказчиком был назначен местный олигарх Дмитрий Пумпянский, а субподрядчиком – Михаил Абсалямов («Русград»), сын которого Павел женат на дочери руководителя администрации Екатеринбурга Владимира Тунгусова Ольге.

Ну а вопросами урегулирования трений между отдельными участниками проекта занялся местный криминальный авторитет Сергей Терентьев.

Такой вот милый междусобойчик получлся. Понятно, что при таком подходе первоначально выделенных денег, конечно, не хватило. Уже весной всем стало ясно, что четыре млрд. рублей успешно «освоены» чиновниками, а до завершения строительства – как до неба. И свердловская администрация принимает решение взять экстренный кредит у Сбербанка в размере 5,3 млрд. рублей под залог процветающей местной птицефабрики – без малейших надежд когда-либо выплатить этот кредит.

И строительство в спешном порядке возобновили. Правда, Михаил Максимов попытался было его остановить – то ли не захотел быть крайним, ведь стройку-то от администрации курирует он, то ли с ним вовремя не поделились… Однако остановил ее как-то странно – ну если там есть какие-то нарушения, логично для было бы привлечь к расследованию прокуратуру. Однако в прокуратуру он не обратился, и как-то быстро забыл о собственном запрете на продолжение строительства. И освоение средств – теперь уже в авральном порядке – продолжилось.

Тем не менее очень многие в Свердловской области сомневались, что стройку удастся завершить в срок – по плану ее должны были сдать к 1 июля, а уже 14 июля должна было открыться сама выставка. С большим скрипом здания были сданы 13 июля… Но в каком виде? В первый же день дождь просочился сквозь крышу и буквально затопил ряд стендов. Протекла канализация, что повлекло за собой необходимость разборки полов в центре зала (!) прямо во время выставки. Удивленные посетители с удивлением наблюдали глубокие лужи под поднятыми панелями пола, а некоторые даже получили травмы, провалившись в образовавшиеся ямы.

Трубы над стойкой регистрации протекали – и на посетителей, и на оборудование. Впрочем, избыток воды здесь отчасти «компенсировался» тем, что в туалетах краны регулярно отказывались работать

«Ознаменовалась» выставка и рядом краж со стендов, так как система безопасности был отвратительной. Ряд компаний уже подали иски о возмещении им убытков и возврате зноса за участие в выставке. Однако организаторы своей вины в этом не видят

На всем этом фоне власти области бодро рапортуют об успехе выставки – на ней было заключено контрактов на сумму 180 млрд. рублей. Казалось бы, да – цифра впечатляет. Но при этом «скромно умалчивается», что на протяжении целого года местная администрация «уговаривала» местных предпринимателей (что на современном российском языке означает прямое давление с использованием административного ресурса) не заключать крупные контракты в период между выставками, а приурочить это к «Иннопрому-2011». Понятно, что в этих условиях многие бизнесмены понесли существенные убытки.

И выражают свое недовольство. И тем, что им пришлось монтировать свои экспозиции в авральном порядке – буквально за ночь. И отвратительными условиями, в которых проходила выставка, в связи с чем они недосчитались многих потенциальных клиентов, просто недошедших до их стендов. И тем, что многие были обворованы. И – главное – тем, что они заплатили немалый взнос за участие в расчете на обещания, что выставку и их стенды посетят первые лица государства. Так ведь не только первых, но и вторых не было…

Впрочем, премьер-министр Владимир Путин все же обратился к участникам выставки по телемосту. И похвалил руководство области за проделанную работу. Правда, при этом почему-то назвал …экс-губернатора Эдуарда Росселя. А вот Мишарину сделал замечание.

Свердловчане задаются вопросом – кому нужен этот дорогостоящий амбициозный проект? Не лучше ли на эти деньги было построить несколько детских садов – очереди в детсады в городе колоссальные? Или профинансировать местные больницы – многие из них укомлектованы оборудованием, созданным «при царе Горохе»? Или пустить их на другие социальные проекты?

Впрочем, жители этого региона традиционно отличаются хорошим чувством юмора. Главным «интересантом» выставки они называют жен губернатора Инну Мишарину, в честь которой, по их мнению, и названа эта выставка. И ужасаются – как бы назвалась выставка, если бы их губернатор женился на Прасковье или, страшно сказать, Хуанне?

Впрочем, как говорят, в каждой шутке есть доля правды. Близкая подруга Инны Мишариной Лилия Долганова, являющаяся советником губернатора, неоднократно «в узком кругу» заявляла, что именно она придумала такое название для выставки – и именно в честь своей подруги. В это достаточно легко верится, в частности, потому, что Долганова проходит по уголовному делу о мошенничестве, а мошенники, как известно, весьма изобретательные люди.

. Примечательно также, что мужем Лилии Долгановой является Олег Долганов, которого в «лихие 90-е» называли одним из лидеров организованной преступной группы «центровых». А сейчас Долгановы семьями дружат с Мишариными – вот такие интересные метаморфозы.

И вот теперь, после всех этих конфузов с выставкой, после того, как первые лица государства отказались «освятить» ее своим присутствием, встает вопрос – кто же ответит за «распил» многомиллиардных средств? Ведь теперь руки у правоохранительных органов фактически развязаны.

К жестким действиям их будет подталкивать и центр – и думские, и президентские выборы все приближаются, а местные власти делают все новые и новые шаги, которые только понижают их и без того катастрофически низкий рейтинг. Ну а поскольку власть справедливо ассоциируется у избирателя с Единой Россией – шансов на победу в регионе у ЕР уже практически нет, вряд ли поможет даже ребрендинг в ОНФ.

И вообще, здесь терапия вряд ли поможет.