Как мазепинцы из «Уралхима» скомпилировали видео с Майдана против своих конкурентов

Как отмечает Rusukrforum.com, на днях на видеохостинге YouTube был размещен видеоролик, снятый в формате «сенсационного журналистского расследования» о том, как российские бизнесмены, собственники завода «Тольяттиазот» (ТоАЗ) якобы поддерживали Майдан и, по сути, финансировали государственный переворот на Украине.

Cкроенный из архивных кадров сюжет можно было бы считать рядовым образчиком «черного пиара», если бы не чудовищные ляпы его создателей: кадры Майдана почему-то взяты из Донецка, а в роли «сторонников новой власти» выступили как раз ее противники – русскоязычные жители Донбасса.

Сюжет на YouTube анонимен, не содержит привязки к какому-либо СМИ и представляет собой видеомонтаж – нарезки из разных информационных программ плюс закадровый текст. Диктор говорит, что собственники ОАО «Тольяттиазот», преследуя в Украине какие-то туманные коммерческие интересы, финансово поддержали Майдан, а в качестве «убийственного доказательства» автор ролика приводит кадр с митинга «сторонников новой власти», один из которых держит в руках плакат с надписью «Спасибо, Тольятти!». Вот этот кадр:

Занятно, что посетители YouTube сразу же отметили: на кадре изображен не Киев, а Донецк, где никаких сторонников Майдана в помине не было. А в комментариях к видеоролику сей шедевр был охарактеризован так: «Фотошоп, первые шаги». И это чистая правда, поскольку никакой таблички про Тольятти на запечатленном митинге в помине не было.

Несложный поиск в интернете довольно быстро приводит к оригиналу «сенсационного» кадра . Оказывается, он был снят оператором французской редакции телеканала Euronews, действительно в Донецке, 5 марта 2014 года, в рамках сюжета, посвященного противникам новой власти на Украине, и в «девичестве» выглядел вот так:

Отличий, как видим, два. Во-первых, плакат с нарисованным трезубцем заменен на «Спасибо, Тольятти!». Во-вторых, из кадра удален логотип Euronews, за что в цивилизованном европейском обществе авторов подобных роликов обычно привлекают к суду.

В нашем случае автор ролика должен бы получить в жесткой форме как минимум трижды. За несанкционированное использование кадров и нарушение авторских прав – от европейской телекомпании. От главного собственника ОАО «Тольяттиазот» Владимира Махлая – за вранье. И, наконец, от миноритария ТоАЗа и владельца холдинга «Уралхим» Дмитрия Мазепина – за некачественно выполненную по его заказу работу и выставление заказчика на посмешище.

В том, что заказчиком курьезного ролика был именно Мазепин и его окружение, не сомневаются ни политологи, ни эксперты PR-агентств, ни сотрудники самого тольяттинского ТоАЗа. Дело в том, что подобные пиар-атаки на «Тольяттиазот» ведутся уже не первый год. Цель их очевидна: завладеть предприятием, заставить основных собственников – Владимира и Сергея Махлаев – продать свои акции за бесценок, словом — осуществить рейдерский захват ТоАЗа. А для этого все средства хороши, и Владимир Махлай уже не первый раз становится героем неожиданных для себя публикаций СМИ, единственная цель которых – скомпрометировать его перед работниками предприятия, перед региональными властями и перед руководством страны.

Авторитетный журнал «Эксперт» назвал в прошлом году действия Дмитрия Мазепина в отношении «Тольяттиазота», ни много ни мало, «последней аммиачной войной». В статье, посвященной расследованию этих интриг, сказано: «Владимир Махлай последние 15 лет только и делал, что отбивал рейдерские атаки». Приобретя в 2008 г. у структур Виктора Вексельберга 8-процентный пакет акций «Тольяттиазота», глава «Уралхима» Дмитрий Мазепин

быстро увеличил свою долю до 9,74%, но большего контроля добиться ему не удалось. Зато на ТоАЗ обрушилась лавина «черного пиара», который неизменно сопровождает все коммерческие амбиции и проекты Мазепина.

Ровно год назад в прессу попала забавная переписка PR-специалистов, готовивших критические публикации по «Тольяттиазоту», как между собой, так и с самарскими журналистами – сотрудниками ряда региональных газет и телеканалов. Увидев по телеканалу «Терра» сюжет, в котором журналисты покритиковали ТоАЗ (на то были объективные причины), пиар-менеджеры Мазепина начали переписываться между собой, как бы им использовать эту телекомпанию с минимальными затратами. «Поговори с ними осторожно, было бы интересно им получать и размещать материалы по тазику? Интересует ли их тема, вознаграждение. Не спрашивай сразу сколько, если все будет воспринято позитивно, выйдем к ним уже с материалом», – пишет один «серый кардинал» другому. Еще одному масс-медиа – редакции программы «Тольятти-Новости» – люди из команды Мазепина предлагали «на долгосрочной основе оплачивать публикацию информационных материалов критического характера о деятельности предприятия ТольяттиАзот и его акционеров и руководства». Главный редактор программы ответила отказом. Но нашлись и более сговорчивые СМИ, помельче и победнее. Например, один из самарских интернет-порталов всего за 50 тысяч рублей, переведенных на «Яндекс.Деньги», согласился поднять тему экологической безопасности «Тольяттиазота». Интересно, что и спустя год после того, как переписка была опубликована в интернете, проплаченный материал спокойно висит на сайте, не интересуя ни правоохранительные, ни налоговые органы, ни даже Роскомнадзор, в ведении которого находится контроль за соблюдением закона о СМИ.

Понимая стратегическую значимость «Тольяттиазота», рейдеры с самого начала делали все возможное, чтобы как-то скомпрометировать мажоритарного собственника ОАО перед высшим руководством страны. Конечно, непрекращающаяся череда судебных исков, дестабилизация работы предприятия с привлечением «ручных» следователей и налоговиков – основные составляющие любой рейдерской кампании в России. Но при этом роль «черного пиара» никто тоже умалять не собирается.

Драматические события на Украине стали для Дмитрия Мазепина прямо-таки простор для креатива. Примерно так же, как раньше спрашивали – чем вы занимались до 1917 года? где были в 1991-м? а с кем в 1993-м? – сейчас публично пытают: ты за Майдан или за Россию? Это очень удобно и даже модно: назвать неугодного акционера, бизнес-оппонента, политического противника «предателем интересов России». Уличить его в симпатиях к украинской оппозиции и тем самым противопоставить – вот главное! – президенту Путину, что в сегодняшней России равнозначно всенародной опале.

Поэтому соблазн азотного олигарха Мазепина в борьбе с оппонентом поспекулировать на украинской теме вполне понятен. Вот только появившийся на YouTube видеоролик сильно напоминает выступления поп-звезд 90-х, как тогда говорили, под «фанеру» – то есть, под фонограмму. В нашем случае роль «фанеры» сыграл закадровый текст диктора, под который, судя по всему, в спешке и с помощью левой ноги подбирался видеоматериал. Так, Майдан вдруг обнаружился в Донецке, плакаты переписались в нужную сторону, а жители Восточной Украины, вышедшие защищать свою свободу выбора, свои дома и семьи, вдруг оказались заложниками создателей ролика. Его авторы даже не потрудились заретушировать плакат, который держит девушка в нижнем левом углу кадра – он лишь обрезал нижнюю строку. А на оригинале видно, что на плакате написано: «Я — украинка, но говорю по-русски».

Наверняка, никакого морального ущерба ни «Тольяттиазоту», ни лично Владимиру Махлаю этот ролик не нанесет. Скорее наоборот, на смех поднимут Дмитрия Мазепина. Проще говоря, ролик пролетит мимо цели как фанера над Парижем. Или над Майданом.

Но вот вред, который наносит подобная видеопродукция имиджу России, трудно переоценить. Люди, которые попали в беду, фактически потеряли свою страну, став в ней «национальным меньшинством», очень рассчитывали на помощь большого соседа. А вместо этого видят себя бесплатными статистами в рейдерских роликах. Невольно вспоминается поговорка: «Кому война, кому мать родна»…