У ингушской Фемиды сорвали повязку

В числе приглашенных — бывший Федеральный судья Магасского районного суда, ныне адвокат, преподаватель ВУЗа — Зима Саутиева.

Судья в России больше, чем судья: когда заходит речь о третьей власти в России, очень хочется перефразировать Евгения Евтушенко. Для нашего судьи мало досконально знать законодательство и уметь связно и грамотно излагать свои мысли. Он должен быть сильным, чтобы не брать «барашков в бумажках», не бояться криминальных «авторитетов» и, главное, не на словах, а на деле доказывать, что принцип разделения властей в России – не пустые слова.

В Ингушетии – ужасающий уровень преступности.

Предшественник нынешнего президента Республики Ингушетия Мурат Зязиков сделал немало, чтобы обеспечить экономический рост, но ему не дали до конца справиться с распоясавшимся криминалом.

С пришедшим ему на смену Юнус-беком Евкуровым поначалу связывались большие надежды. Бывший военный, награжденный «Золотой Звездой» Героя Россия должен был не только закрепить экономические успехи правительства Зязикова, но и разгромить бандитское подполье.

Борьбу с криминалом новый президент начал весьма своеобразно. Первым делом он взялся очищать власть от ставленников своего предшественника. В частности, под предлогом того, что состав квалификационной коллегии судей не обсуждался общественностью Ингушетии, а был назначен Муратом Зязиковым, потребовал признать его незаконным: они-де пропихивают на должности судей людей, близких старому руководству республики.

Как вспоминает Зима Саутиева, работавшая федеральным судьей в Магасском районном суде с декабря 2008 года до февраля 2010-го, ей под предлогом того, что «ваши ушли» сразу предложили «работать на команду Евкурова». Если, конечно, хочет служить Фемиде. Судя по всему, принципиальная, несмотря на молодость женщина, не сразу поняла, что значит работать на президента, ибо, по наивности, полагала, что судья – слуга закона.

Не удивительно, что некоторые ее приговоры, постановления и решения, в первую очередь – по резонансным делам, не устраивали людей Евкурова. В сентябре 2009-го она отменила постановление Совета судей Республики Ингушетия о досрочном прекращении полномочий члена Квалификационной коллегии судей Тагира Оздоева, одного из принципиальнейших и профессиональных судей Верховного Суда республики, в судебной практике которого не было отмененных в кассационных инстанциях дел. И тогда Юнус-Бек Евкуров лично начертал резолюцию на ее постановлении: потребовал, чтобы и.о. руководителя администрации президента РИ Магомед Мархиев вызвал и.о. Председателя Магасского районного суда Хамида Тамбиева и дал поручение об отмене постановления.

Естественно, что распоряжение президента было выполнено. Непосредственный начальник даже объяснил Зиме Салангиреевне, что «это не просьба, а указание Юнус-бека Евкурова.

Перепуганные коллеги не только не встали на ее защиту, но и наперебой начали уговаривать пойти на попятную и убрать из кабинета портрет Мурата Зязикова. Видимо, чтобы доказать свою лояльность новой власти.

Удивленная таким оборотом дела Зима Саутиева тут же направила с нарочным письмо в администрацию президента с разъяснением, что «вмешательство в деятельность судов при осуществлении правосудия является уголовно наказуемым деянием». Но принявшего письмо чиновника уволили, а вся входящая корреспонденция была полностью переписана. Непреклонность федерального судьи, переполнила чашу терпения президента, потребовавшего, видимо, не просто выгнать Зиму Саутиеву с работы, как можно сильнее изваляв в грязи ее судейскую мантию, но и сделать ее увольнение достоянием гласности.

По словам судьи, именно тогда в ее кабинет в нерабочее время стали, взламывая замки, проникать посторонние люди. Несколько раз на рабочем месте Зимы Салангиреевны находили подслушивающие устройства. А в коттедже, который она несколько лет подряд снимала для своей семьи, долгое время происходили отключения газа, воды и электричества.

Проявляла Саутиева несговорчивость и в других случаях. Она, в частности, отменила постановление о возбуждении уголовного дела в отношении министра внутренних дел РИ Руслана Мейриева. Напомним, что в августе 2009 года в Назрани террористы-смертники на автомобиле «Газель» протаранили ворота городского отдела внутренних дел и взорвали по разным оценкам от 200 до 400 килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Погибло более 20 человек, 136 – получили ранения различной степени тяжести: во дворе ГОВД в это время проходило построение личного состава.

«Стрелочником» назначили Руслана Мейриева. Тем более что бывший Президент РФ Дмитрий Медведев отстранил его от занимаемой должности. «Своеволие» судьи, в очередной раз не прислушавшейся к мнению сильных мира сего, вызвало раздражение президента республики. Откровенно растерявшийся Председатель Верховного суда РИ Ибрагим Фаргиев предложил Зиме Саутиевой добровольно уйти в отставку. Но она опять не послушалась.

В один прекрасный день вход в здание суда ей преградили …вооруженные автоматами сотрудники специализированного отдела быстрого реагирования Федеральной службы судебных приставов России по Республике Ингушетия и, угрожая применением силы, не пустили на рабочее место. Были сорваны несколько судебных заседаний.

Позднее, в декабре 2010 года, на заседании Квалификационной коллегии судей Республики Ингушетия ей, в частности, было поставлено в вину «нарушения сроков рассмотрения и волокита». Отмечалось, что «сталкиваться с недопустимо резким и грубым обращением, проявлением высокомерия со стороны судьи, предвзятостью, необходимостью состязаться не столько со стороной процесса, а с председательствующим» приходилось … представителям Правительства РИ. Была оглашена и информация о том, что Верховный суд республики Ингушетия, под руководством Ибрагима Фаргиева, которого, по некоторым данным, связывают с главой республики приятельские отношения, не раз отменял приговоры, постановления и решения, вынесенные Зимой Саутиевой.

Экс-председатель Верховного суда РИ Марина Басханова, которая была инициатором процесса, высказала циничное убеждение в отношении коллеги, что «систематическая отмена судебных постановлений, принятых судьей Саутиевой З.С. умаляет авторитет судебной власти, причиняет ущерб репутации судьи, порождает недоверие населения к судебной власти, влечет неоправданные затраты средств как участников судопроизводства, так и государства».

Кстати, госпожа Басханова, ныне судья Верховного суда Чеченской Республики, – близкая родственница бывшего лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова, причастного к теракту в Москве, на Дубровке, и уничтоженного российскими спецслужбами. По его ходатайству, считают в Ингушетии, Марина Басханова и получила тепленькое местечко председателя Верховного суда РИ.

Как бы там ни было, Квалификационная коллегия судей решила досрочно прекратить полномочия судьи Зимы Саутиевой, которая стала преподавателем юрфака Института экономики и права. Но ее мытарства и на этом не закончились.

После вступления в должность председателя Верховного суда РИ Ибрагим Фаргиев во время интервью ингушскому телевидению заявил, что намерен осуществлять в республике «Конституционное правосудие», чем немало повеселил юридически подкованную общественность. А вот студенты удивились: им-то все время говорили, что «Конституционное правосудие» — прерогатива Конституционного суда РФ, и потребовали объяснений от преподавателей. О «неправильном» обучении будущих юристов стало известно Ибрагиму Фаргиеву, который, судя по всему, добивался увольнения Зимы Саутиевой и из института.

Однако, руководство ВУЗа не терпит какого либо вмешательства со стороны властных структур.

Но расправой с ней война Юнус-бека Евкурова с судами не закончилась. Кто-то же должен ответить за то, что президент никак не может победить преступность. Тем более что в связях с криминалом оказались замешаны его близкие родственники. Против двоюродного брата главы республики Руслана Евкурова следственные органы завели дело о мошенничестве. В громких коррупционных скандалах замешан бывший глава Минфина Муса Чилиев, что не помешало Юнус-беку Евкурову назначить его председателем правительства. Интересно, что в его деловые партнеры молва определила начальника охраны и родного брата президентаУвайса Евкурова, который по совместительству еще и курирует нефтекомплекс республики.

После проверки Счетной палаты РФ были выявлены нарушения в 17 министерствах и ведомствах республики, а также в администрации президента и правительстве республики.

Поэтому Юнус-бек Евкуров обвинил чуть ли не всех судей в коррупции и даже сравнил с боевиками Хаттаба.

«В республиканском судейском сообществе сложилась некая каста, которая творит, что хочет. Некоторые наши судьи, по сути, бойкотировали работу по искоренению коррупции и преступности. Такая ситуация, в первую очередь, подрывает авторитет государственной власти», — заявил он.

В ответ Совет судей Ингушетии обратился к тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву с жалобой, в которой сообщил, что «президент Евкуров пытается дискредитировать весь судейский корпус, обвиняя его в недобросовестности и коррупции, чтобы сместить с должностей неугодных ему судей».

Словом, скандал прогремел на всю Россию. Президента РИ даже пытались вызвать в Шариатский суд.

Сегодня Ингушетия снова в центре внимания. Народное Собрание РИ почти единогласно (против проголосовал лишь один парламентарий) приняло закон «О выборах Главы Республики Ингушетия», который не предусматривает самовыдвижение кандидатов и устанавливает максимальный процент подписей депутатов органов местного самоуправления. И это при том, что депутатов, как утверждают в республике, фактически назначал сам Юнус-бек Евкуров.

Такие новшества, как объясняют сами депутаты, потребовались потому, что избирателям трудно выделить самого достойного из большого числа кандидатов.

Сам Евкуров утверждает, что население республики не созрело для проведения прямых выборов. Однако, как оказалось, для участия в выборах Президента РФ ингуши были достаточно зрелыми…

Но главное, думается, не в этом. Исход предстоящих выборов теперь можно предсказать заранее. Тем более что, проиграв сражение Юнус-Беку Евкурову, ингушские суды теперь, похоже, надолго забудут о принципе разделения властей.

P.S. Фемида — древнегреческая богиня права и законного порядка, общепризнанный символ правосудия. В левой руке она держит весы, в правой — обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Повязка на ее глазах символизирует беспристрастность.