Жена попросила купить домой мягкий творог, но непременно белорусский. Желание понятное и совершенно неудивительное: все же знают, что белорусская «молочка» почти всегда выделяется в лучшую сторону даже на фоне молочного изобилия московских супермаркетов. Даже не знаю, чем — какой-то повышенной натуральностью, что ли? Та же история с тушенкой. Почему-то нашу, «родную» российскую тушенку у нас даже собака не ест. Диапазон белорусских товаров на нашем рынке довольно узок, но те, что есть, отличаются несомненным качеством. Можно даже сказать, что «белорусское» на нашем рынке — это бренд.
Люди белорусское отличают и порой намеренно ищут. Вещь достаточно уникальная, ставящая Белоруссию в один ряд (для россиян, конечно) в один ряд с такими странами-«брендами», как Япония или Германия. Замечу, что ни куда более крупная Украина, ни уж тем более какая-нибудь Туркмения такой «брендовостью» похвастать не могут.
Что еще мы знаем о Белоруссии в экономическом плане? Лично для меня было шоком узнать, что в Белоруссии за истекшие два десятилетия полностью реконструировали нефтеперерабатывающие заводы — Полоцкий и Мозырский, получив в итоге САМЫЕ современные производства, способные в больших количествах выпускать бензины стандарта Евро-5 (у нас, к примеру, Киришский НПЗ планирует перейти к выпуску бензина Евро-5 к… 2017 году). Фактически белорусы построили у себя под ключ два суперсовременных НПЗ. А сколько построили мы? Отвечу: НИ ОДНОГО.
РФ современные НПЗ, стало быть, не нужны, а Белоруссии нужны. Они там у себя, значит, не только качественную тушенку, но и 98-й бензин выпускают заводским способом в огромных количествах. И экспортируют в Европу. Из НАШЕЙ нефти, что характерно.
То есть мы получаем доход от экспорта сырой нефти, а белорусы — от экспорта нефтепродуктов высокой степени переработки. Есть разница? Разница есть.
При этом белорусского лидера, Лукашенко, никто не любит. Я имею в виду — в нашей стране. Его не любим мы, либералы — за то что он сохраняет в стране полудиктаторский режим, душит свободу слова и фальсифицирует выборы. Его не любят наши «государственники» — за то Лука, на их взгляд, постоянно «кидает» Россию и всеми способами — шантажом, посулами и уговорами — «высасывает» из российского бюджета огромные куски. Русские наци Лукашенко тоже не любят — за то, что он как-то недостаточно искренне любит РФ и русских и вообще почему-то не торопится лечь под «старшего брата». Даже коммунисты — и те от Лукашенко не в восторге, думается, хотя бы потому, что он — никакой не коммунист.
В Сети полно впечатлений простых людей, потрясенных контрастом при переезде из нищей и заброшенной Смоленской области на территорию Беларуси. После разора этой нашей несчастной «глубинки» Белоруссия производит впечатление чуть ли не Европы. Чисто, поля засеяны, люди работают, пьяных не видно. Просто чудеса!
О причинах белорусского успеха у нас говорить как-то не принято. Видимо, оттого, что непонятно, что говорить. Сильнейший когнитивный диссонанс: если Лукашенко такая сволочь, то почему же в Белоруссии уровень жизни выше, чем в на большей части территории РФ (Москву не берем)? Причем если раньше еще можно было списать на «случайность» и на то, что «там вот-вот все развалится», то теперь, после того как не разваливается уже 15 лет, такие резоны приводить как-то неудобно.
я много думал о «феномене Белоруссии» и, мне кажется, нашел действительный секрет ее успеха. Дело в том, что Беларусь живет как правильный российский регион. То есть РБ — это, в сущности, единственный регион России, который живет так, как должен жить. И именно поэтому имеет место такой разительный контраст между Беларусью и зачуханной, а если выражаться грубее и точнее, опущенной Смоленщиной.
В этом месте белорусские патриоты, понятно, выльют не меня ушат дерьма; какой же это, дескать, российский регион, если у Белоруссии есть флаг, гимн, госграница и даже место в ООН? Отвечу так: до последнего времени только это — герб, флаг и в особенности госграница — и позволяли РБ оставаться настоящим регионом России. Хотя, надо сказать, нынешние хозяева Кремля последние годы делают буквально все, чтобы все же привести Белоруссию к «общему знаменателю», то есть низвести ее до статуса той же Смоленщины.
Благодаря своему крайне выгодному географическому положению — «буфера» между Россией и Европой — Белоруссия получила возможность в буквальном смысле брать дань с России. Она имела, с одной стороны, «долю малую» с российских газа и нефти, отправляемых на Запад, и, с другой стороны — с потока импортных товаров, идущих в РФ со всего мира в обмен на эти газ и нефть.
Естественно, Кремль, будь его воля, не давал бы белорусам ни шиша; но увы — деваться некуда, дорог в ЕС мало, приходилось «делиться». Этим своим положением Белоруссия воспользовалась сполна.
Прошу заметить важную деталь: по сути, почти вся Россия устроена так, что федеральный Центр, по сути, «кормит» большую часть регионов за счет своих доходов от экспорта нефти и газа, поскольку львиная доля российских регионов не сводит концы с концами. Я не так давно писал об этом в довольно нашумешей статье «Бунт приживал».
Но и с Белоруссией Россия все эти годы, тоже, по сути, вынуждена делиться теми же самыми доходами от экспорта нефти и газа! Внешне это выглядит почти так же, но есть нюанс: Белоруссия не получает эти деньги в виде «дотаций», подачек, костей с барского стола — которые сегодня дали, а завтра могут выдать в половинном размере или вообще заменить ведром помоев в виде «наказания»; нет, пользуясь своим статусом независимого государства, она БЕРЕТ СВОЁ.
И вот на этой «дьявольской разнице» и базируется все белорусское «бедное, но гордое» благополучие. Белорусы не получают от федерального Центра «братскую помощь» на поддержание штанов, как все российские регионы, не имеющие счастья в виде залежей углеводородов на своей территории; нет, они выдирают свою долю в буквальном смысле у Кремля из глотки — и дальше уже распоряжаются, как своимМ. Далее ни Медведев, ни Путин, ни российская Генпрокуратура, ни даже всемогущее ФСБ не могут указывать «батьке», на что ему тратить изъятые у Кремля деньги. Надо думать, именно поэтому «батька» и решился вложить их в строительство суперсовременных НПЗ, а не упрятал от греха подальше в оффшор (как поступают все разумные люди в российских регионах)…
Почему я говорю именно о российском регионе, а не, скажем, о невиданных успехах гения белорусского народа? Именно потому, что в основе все ж — не сама по себе «независимость», «незалэжность» и прочие красивые вещи, а уникальное сочетание факторов: когда можно брать у Кремля «его» деньги, но при этом не оказываться в его парализующей, воровской, иссушающей власти.
Такова составляющая белорусского «чуда».
Недостаток информации у россиян о жизни в России и на Украине объясним тем, что подача новостей в России об этих государствах часто носит специфический характер. Между тем, Украина живет своей особенной жизнью, полной интересных новостей, которые могли бы быть полезными и российским читателям.