Пенсия Юрия Лужкова будет в 32,5 раза выше средней

Отличной иллюстрацией к существующей пенсионной системе является пенсия Лужкова. На своего бывшего градоначальника бюджет Москвы будет тратить примерно 250 тыс. рублей в месяц. Но это далеко не все:

Помимо этого, как бывшему мэру Москвы Лужкову положена медстраховка, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения, бесплатные путевки в санатории с возмещением расходов за проезд. Бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении и бесплатной стоматологией получают право пользоваться не только Лужков, но и члены его семьи.

По закону «О государственных должностях города Москвы» Лужкову также положена государственная дача, охрана, правовая защита, специальная связь, транспортное обслуживание, возмещение расходов по пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, а также дополнительная медстраховка и обязательное государственное страхование на сумму, равную 12-кратному размеру установленной общей суммы пенсии и доплаты к ней на случай причинения вреда жизни и здоровью.

А вот как обсуждает проблемы президент:

У нас есть неплохие пенсии, как пенсии для ветеранов войны. Они, безусловно, хорошие. И очень радостно, что они стали такими.

Сегодня президент еще раз поговорил о пенсиях:

Мы должны, естественно, дальше уделять самое пристальное внимание модернизации пенсионной системы, этим Правительство занимается очень серьёзно и глубоко, и в основном все решения приняты.

Какие именно были приняты решения за последнее время? В общем-то, всего одно — повышение налогов, чтобы сделать белые зарплаты еще более редким явлением. Также очевидно, что скоро поднимут пенсионный возраст, но это точно произойдет только после выборов 2012 года. Интересно, что в обсуждении вопроса пенсионного возраста у государства проявляются признаки шизофрении: половина чиновников утверждает, что повышение пенсионного возраста неминуемо, а другая — что это бессмысленно (для примера).

Удручает, что Медведев даже не может поговорить о пенсионных проблемах открыто. В проведенном заседании по проблеме пенсий (стенограмма) он даже не заикнулся о пенсионном возрасте, будто нет у нас такой проблемы и обсуждать нечего. Ничего не говорилось и о качестве работы управляющих компаний, которые в 2008 потеряли в среднем 30% (а некоторые и более 50%) от переданных в управление накопительных частей пенсий. Тоже, видимо, нет такой проблемы. О том, чтобы использовать, как в развитых странах, пенсионные накопления на покупку первого жилья или на собственное лечение можно и не мечтать, Медведев об этом, скорее всего, даже и не слышал.

Избежать проблем в будущем можно только одним простым путем, — реформировав пенсионную систему таким образом, чтобы всем людям обеспечивалась минимальная пенсия одинакового размера, независимо от стажа, прежних заработков, заслуг и места работы. Всё остальное человек должен обеспечить себе сам, а государству необходимо лишь создать максимально застрахованные системы накоплений и стимулировать людей сберегать на старость: налогами, вычетами, бонусами и различными специальными программами. И главное, конечно, передать накопления в собственность самим же гражданам, повышая заинтересованность и перекладывая на них же ответственность.

Чем больше нашему государству понадобиться времени, чтобы осознать эту простую вещь, тем хуже будут последствия. Все существующие коэффициенты и законодательно установленные размеры пенсий для чиновников должны быть отменены. Но разговоров об этом даже не идет. У мэров Москвы или Петербурга не должно быть каких-то невероятных социальных гарантий, вплоть до пожизненной охраны и бесплатной стоматологии для родственников, зато у таких чиновников зарплата должна быть $1 млн в месяц (минимум) и жесткая ответственность, а пенсию копить должны сами.

Вместо этого у нас всё еще советская пенсионная система, когда молодые содержат старых, ничего не откладывая для себя. Эта система может работать лишь в том случае, когда число работников в несколько раз превышает число пенсионеров, чего у нас уже никогда не будет.