««Роснефть» поможет китайской корпорации CNPC эффективнее осваивать нефтегазовые месторождения». Замечательно, никто и не против, однако не лучше приложить такие усилия по повышению эффективности добычи на своих месторождениях?
Сегодня пресса захлебывается от восторга – смотрите какой замечательный проект Восток-Ойл! да проект грандиозный, но присмотревшись, можно без труда увидеть, что в настоящее время кроме Ванкора, там все виртуально. Ибо, нет никакой трубы в почти 800 км, которую еще надо проложить в условиях вечной мерзлоты, нет сложнейшего по инженерии ледового порта, нет инфраструктуры… А главное – нет необходимого количества пробуренных скважин с подтвержденным содержанием нефти, чтобы всерьез рассуждать о «новой нефтяной провинции»…
Нам говорят о том, как здорово будет за счет этого проекта увеличить грузооборот Северного морского пути – замечательно, а где для начала брать нефть для этого? Понятно, что самое примитивное решение уже нашлось — – забрать с 2024 года у нехорошей Транснефти объемы с Ванкора! Да, что там Транснефть, действительно, она же все время повышает тарифы, на которые у нашей солнечной компании всё время не хватает денег. А хотелось бы тарифы то снизить… Однако подвох в том, что формула тарифа «для пионеров и школьников» выглядит следующим образом: Т (тариф) = Г (грузооборот)/НВВ (необходимая валовая выручка, утверждаемая органом регулирования). Следовательно, если бы наши нефтяники больше сдавали нефти в систему, то вопроса о повышении тарифов и не было бы. Однако мы видим обратное, наша солнечная компания собирается изъять из транспортной системы значительные объемы нефти… Как говорится – без комментариев.
А что будет с выполнением Соглашения с КНР по трубе ВСТО? Ведь у нашей замечательной солнечной компании нет нефти, чтобы уже сегодня выполнять одновременно обязательства по загрузке ВСТО для поставки в КНР и снабжения своего Комсомольского НПЗ, который стоит недогруженным.
Еще интереснее, если мы посмотрим на картинку с Ванкором. Месторождение запущено в эксплуатацию в конце 2009 года, от него построен нефтепровод в 560 км до Пур-Пе (соединения с нефтетранспортнойсистемой Транснефть). Что там происходит-давайте взглянем на то, сколько нефти должна была добывать Роснефть на Ванкоре(млн. тонн в год) по собственным планам: 2019 – 22,1; 2020 год – 22,4; 2021 – 23,3; 2022 – 25,3. А фактически сдано нефти: 2019 – 18,9; 2020 – 15,4: 2021 – 15,6; 2022 – 15,1 (план). Очевидно, что статистика свидетельствует о возможной падающей добыче на этом месторождении, даже с учетом введенных в свое время ограничений по ОПЕК+. Потому-то и нужен грандиозный проект, который позволит затушевать эту неприятную картинку…
Итак, заявленные в свое время объемы сдачи нефти с Ванкора в систему Транснефть оказались виртуальными, и тот факт, то, что их сдачу в свое время гарантировала и ТНК-ВР, и Роснефть – всё это было спущено в отстойник…