Как живут гаитянские олигархи

Гаити одна из беднейших стран мира: менее, чем на 1 доллар в день тут выживают 80% населения, а 60% – голодают. На другом полюсе – 1% высшего класса, со сверхпотреблением, многие из них мультимиллионеры. В Гаити процветает расовая сегрегация: элита страны – это мулаты и выходцы с Ближнего Востока.

Несмотря на то, что уровень жизни в Гаити примерно в 12 раз ниже, чем в России (1300 долларов подушевого ВВП против 16.000), а её население на 95% состоит из негров, обе страны во многом похожи. К примеру, продолжительность жизни мужчин в нищей Гаити почти такая же, как в процветающей путинской России – 59 лет.

Но гораздо больше общего у обеих стран в принципах устройства их жизни. Коэффициент неравенства Джини в негритянской стране составляет 55. Такой же уровень социального неравенства – около 53 – наблюдается в Москве (в целом по России – 45; для сравнения – в Норвегии 25, в Греции 34).

Политическая система в Гаити напоминает Россию. Считается, что США в 2004 году на своих штыках насадили там демократию, привезя обратно свергнутого в результате военного переворота президента Аристида. В стране расцвела политическая конкуренция – и тут Гаити, конечно, более передовая страна, чем Россия. Так, в парламенте страны присутствует 14 партий. При этом большинство в парламенте принадлежит левым – около 52% мест делят «Фронт надежды», «Слияние социал-демократов» и «Организация народной борьбы». Случись в России свободные выборы, наверное и российская Дума больше, чем на половину состояла бы из марксистов, сталинистов и социал-демократов.

(Вход на избирательный участок в столице Гаити, охраняемый демократизаторами из международных сил порядка)

Однако реальная власть, вне стен парламента, в Гаити, как и в России, принадлежит двум силовым группировкам – аналогам ФСБ и МВД. Первая называется «Вудуистское формирование Шамблайна», и состоит из бывших тонтон-макутов (каратели при диктатуре; прозвище связано с мифом автохтонов о дяде (Tonton), который похищает и наказывает непослушных детей, запихивая их в мешок (Macoute) и затем съедая). Гаитянское же МВД – это «Армия Каннибалов», формирование, набранное из городской бедноты (гопников).

И те, и другие силовики не только прессуют людишек, но и «крышуют» местный бизнес. Правилом хорошего тона считается отчислять вудуистскому формированию или «Армии каннибалов» 10-15% своих доходов. За эти деньги каратели и охранка в том числе защищают имущий класс от простого народа.

На 1% высшей страты в Гаити приходится около 60% всех доходов страны. При этом имущий класс чрезвычайно замкнут в своей системе. Так, 95% населения страны составляют негры, но среди 500 самых богатых людей страны негров – всего 6 человек. Остальные – это мулаты, несущие в себе кровь французских колонизаторов, а также выходцы с Ближнего Востока – как правило, сирийцы и ливанцы христианского вероисповедания, а также египетские копты.

Интересно, что среди мулатского олигархата около половины – «аристократы» гаитянского розлива. В ХIХ столетии на Гаити к власти пришёл генерал-мулат Фостен Эли Сулук. Он провозгласил себя императором Фостеном Первым и стал по образцу Европы сколачивать двор, насаждать придворный этикет, раздавать титулы. Главного пекаря у него звали граф Лимонад. В списке знати числились аристократы герцог Мармелад (Marmelad), герцог Форпост (Duc de l’Alancee), граф Дождь-Как-Из-Ведра (Comte de l’Аvalasse), граф Рыжая Собака (Comte de Terrier Rouge), барон Грязная Дыра (Baron de Sale-Trou), барон Клистир (Baron de la Seringue), и т.п. Потомки этих «дворян» до сих пор очень гордятся своей генеалогией.

Блог Толкователя приводит примеры нескольких представителей высшего класса Гаити:

Бизнесмен Грегори Брандт, нефтетрейдер, председатель Франко-гаитянской торговой палаты:

Эрик Жан-Батист, владелец лотерейной компании:

Жан Вислеф, звезда местного хип-хопа – тот самый редкий пример негра-богача:

Мишель «Сладкий Микки» Мартель, владелец крупнейшей музыкально-продюсерской компании (устроитель карнавалов, продюсер певцов):

Тьерри Гардэ, владелец крупнейшей на Гаити фабрики по производству рома, а также землевладелец. Годовой доход – около 100 млн. долларов. Он получил образование во Франции, его семья тоже живёт в метрополии:

Клиффорд Апа, владелец крупнейшей швейной фабрики на Гаити – на ней работает 10 тыс. человек. На фабрике шьют футболки, рубашки и пр. ширпотреб, 90% которого поставляется в США. Апа – ливанец-христианин, его предки приехали сюда с Ближнего Востока в 1930 году:

Жёны местных микро-богачей в элитном клубе:

Зуреки Закур, 21 год, сирийского происхождения. Она дочка местного владельца сети супермаркетов:

Филипп Додар вместе с женой, придворный художник и скульптор, местный Никас Сафронов – его работы украшают дома гаитянских магнатов:

Гаитянские топ-менеджеры. Мужчина в белой майке на велотренажёре – Патрис Баяр, вице-президент крупнейшего гаитянского интернет-провайдера. Девушка на велотренажёре, вскинувшая руки вверх – Клоди Марсан, известный гаитянский адвокат:

Паскаль Теар со своими детьми дома. Она на одну половину мулатка, на другую – копт, чьи предки приехали из Египта в начале ХХ века. Её муж – совладелец местного оператора сотовой связи:

Марк-Антуан Акра во дворе своего имения. Он владелец крупнейшей гаитянской фирмы по производству листового железа. Также он, как и Елена Батурина, занимается строительством, владеет фирмой по производству пластиковых изделий:

Для сравнения, так живёт 90% гаитянцев:

PS. Москва и столица Гаити Порт-о-Пренс схожи ещё в одном: это одни из самых худших городов для проживания на Земле согласно рейтингу качества жизни «Quality of Living Survey» компании Mercer за 2011 год, он охватывал 221 город. Москва в этом рейтинге – на 199 месте, Порт-о-Пренс – на 218-м. Между ними, на 215-м месте расположился Тбилиси. Неудивительно, что элиты этих государств предпочитают проживать не на Родине, а в метрополиях.

Иллюстрация в начале текста: Картина «Семья Дювалье» (основатель гаитянской вертикали власти). В центре – сам Жан-Клод Дювалье в свадебном платье (наряду с военной формой он любил носить женскую одежду). Он провозгласил себя пожизненным президентом, а сам пост унаследовал от отца. Жан-Клод Дювалье вошёл в историю как самый молодой президент в мире – он им стал в 19 лет. После военного переворота бежал в метрополию – во Францию. Считается, что он украл из гаитянского бюджета около 1 млрд. долларов.

Рядом с ним стоят архиепископ Франсуа-Вольф Лигон, министр обороны, бог Вуду, его мать.

Несмотря на то, что при его правлении было убито около 50 тыс. политических противников, в Гаити до сих пор есть немало людей, кто обожествляет Жана-Клода Дювалье: партия его сторонников имеет около 10% мест в парламенте, а простые люди верят, что он истреблял врагов народа. В этом Гаити схожа также с Россией, где многочисленны поклонники Сталина.
Источник