Мировая Twitter-карта совпадает с очагами цивилизации

Исследователь Эрик Фишер составил карту твиттер-сообщений. В целом она совпадает с очагами цивилизации. Россия на карте снова выглядит тёмным пятном – концентрация твиттер-активности приходится только на Москву. Впрочем, число россиян, интересующихся новостями, а не развлечениями, ещё более мизерно – 1-2 млн. человек.

Эрик Фишер нанёс на эту карту твиттер-сообщения, написанные на том или ином языке. В целом аудитория Twitter составляет сегодня по всему миру около 230 млн. пользователей. На Россию из этого числа приходится только 1 млн. аккаунтов (т.е. менее 0,5%, и это при том, что общая численность россиян составляет 2% от всего населения Земли). Но и из этого числа российских микроблогеров активными – пишущими хотя бы раз в день – являются только 64 тыс. человек (или 6,4%). При этом доля активных микроблогеров с марта 2010 года по июль 2011 года даже сократилась. Можно предположить, что основную массу пользователей в Twitter, как и в Живом Журнале, составляют боты (в виде т.н. «спящих аккаунтов», готовых в любой момент «проснуться» и начать рассылать спам).

(Концентрация сообщения в Twitter москвичей – синим, красным цветом – концентрация фотографий, выложенных на Flickr)

«Сила» интернета в России и «продвинутость» его пользователей зачастую преувеличены. Так, встречаются оценки различных маркетинговых и статистических агентств о 57 млн. пользователей сети в России и даже 60 млн. (!, причём эти цифры были якобы достигнуты уже в конце 2010 года). Так и хочется спросить – кто больше!?

Более разумные исследователи гораздо скромнее в оценках этой аудитории. Агентство TNS Россия в начале 2011 года считало, что пользователей интернета в России – около 30 млн. человек, а компания OpenStat называет цифру и вовсе в 25 млн. пользователей Рунета (причём на август 2011 года).

Не будем здесь усматривать козни маркетологов, рекламщиков и лично главного интернетчика всея Руси Дмитрия Медведева, а отнесём эти разночтения в цифрах на несовершенство статистики в России. Выскажем лишь лично своё мнение: как часто у нас бывает, «истина лежит где-то посередине», следовательно, реальное число пользователей сети в стране – около 40 млн. человек (или примерно 30% населения).

Добавим также, что основная активность в интернете по-прежнему сосредоточена в Московском регионе – при общей доле населения в 12,2% здесь сосредоточено 26,3% всех пользователей рунета. При этом доля москвичей среди всей аудитории сайтов, пишущих о политике, на социальные, экономические и вообще умные темы – вообще колеблется в диапазоне 40-50%. Для примера – доля по регионам для нашего Блога Толкователя, Slon.ru и kommersant.ru (у всех трёх сайтов доля москвичей – 44-46%).

Российский интернет (как, впрочем, и в целом в мире) остаётся средством развлечения, а не информирования. 70-80% трафика приходится на социальные сети, сайты знакомств и порнотрафик. В одном из исследований приводились такие цифры:

«Интерес интернет-аудитории к политике можно оценить через статистику посещаемости сайтов. Среди полусотни рубрик рейтинга top100.rambler.ru «Политика» занимает одно из последних мест по посещаемости соответствующих разделу ресурсов — ее сайты в сумме собирают ежедневно более 900 тыс. посетителей (около 4,4% суточной аудитории и 0,6% от всего населения России). Для сравнения ресурсы предоставляющие различные сервисы общения (социальные сети, почтовые службы, блоги) собирают более 15 млн посетителей в сутки (73% суточной аудитории), а сайты различных СМИ более 3,5 млн (17%). Примерно такое же распределение популярности ресурсов дает статистика рейтинга сайтов liveinternet.ru: знакомства и общение (включая почтовые службы и социальные сети) — более 18,5 млн посетителей в сутки, новости и СМИ — около 4,4 млн, государство — 362 тыс., политика — 310 тыс., политические партии — 48 тыс.».

(данные за 2010 год, но и спустя год эта тенденция существенно не изменилась).

(Карта твиттер-активности в Европе; разными цветами выделены сообщения на том или ином языке)

Примерно схожие цифры – интересующихся политикой, социальными явлениями и вообще осмысленной информацией – приводил и медианалитик Василий Гатов:

«Есть так называемое «большое ядро» – около 1,7-1,8 млн.человек аудитории, которой можно послать КАКОЙ-ЛИБО интеллектуальный мессадж. 50% её в Москве, Мособласти и Питере, вторая половина довольно ровным слоем размазаны про России (с некоторым утолщением в миллионниках). Это «большое ядро» обеспечивает аудиторией практически 100% интеллектуальных СМИ, книг, кино, телеканал «Культура» и т.д. Около 5% «ядра» – сами авторы и их вовлеченные в процесс коммуникации родственники/друзья.

При этом не надо считать, что «большое ядро» замкнуто на себя. Это не так. У среднего представителя «ядра» около 6 (ну, до 10) постоянных (сильных информационных) связей, из которых только половина – внутри «ядра» и уровень пересечения внешних связей невелик. Плюс «число Данбара» – это «слабые связи» – 130-140 контактов, к которым от «членов ядра» МОЖЕТ проходить личная коммуникация (для узкого круга она ПРОХОДИТ). Соответственно, как минимум, еще 6-7 миллионов находится под постоянным воздействием «ядерных коммуникаторов», и еще 40 миллионов МОГУТ находиться (потому что тут уже вступает в силу эффект пересечений).

6-7 миллионов – это предельная аудитория «текстов для чтения вообще», новостей на телевидении и радио и т.д. То есть эти люди способны слушать (и иногда слышать) смысл коммуникации. 45-50 млн. «аудитории вообще» – (т.е. то, что получается при сумме всех вышеприведенных цифр) – адресуемая аудитория России. До остальных смыслами не достучаться. Только эмоциями».

Ну и напоследок вот карта «произведения смыслов» от 1920 года (вверху). На ней указана концентрация произведений в области науки и искусства. Тёмный цвет на ней – фактически те же очаги цивилизации, которые сегодня рисуются на картах освещённости и интернетизации Земли. За 90 лет в этом мире лидеры в «производстве смыслов» и аутсайдеры так и не поменялись. Можно предположить, что и в следующие 90 лет картина останется прежней.

(Ещё статья в Блоге Толкователя по теме: Как выглядели «социальные сети» в первой половине XVIII века.) Источник