ЦАГИ впервые в нашей стране издали энциклопедическую книгу, охватывающую все разделы аэроупругости как науки и обобщающую многолетний опыт работы советской и российской авиационной промышленности в этой области. Монография «Аэроупругость» под редакцией П.Г. Карклэ увидела свет в конце 2019 года и объединила в себе результаты исследований 17 авторов — ученых Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), а также ЛИИ им. М.М. Громова.
Проект издания и сама идея написания такой книги появилась еще в 90-е годы прошлого века, когда из-за сложной экономической ситуации ЦАГИ покидали специалисты, сокращались объемы разработок авиационной техники. Вставал вопрос, как не потерять и сохранить на будущее накопленный опыт, который мог быть утерян с уходом специалистов. Тогда ведущие ученые отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости (НИО-19) ФГУП «ЦАГИ» Петр Карклэ и Николай Дорохин решили собрать эти знания и наработки в одно издание. Изначально речь шла о книге, посвященной наиболее опасному явлению — флаттеру, но постепенно в монографию добавлялись материалы о статической аэроупругости, динамических нагрузках, аэроупругой устойчивости конструкций летательных аппаратов с системой управления и др. Большую поддержку в реализации идеи оказал академик Г.С. Бюшгенс.
Проект книги вышел в 2009 году, получив премию на конкурсе лучших работ ЦАГИ. В конце 2019, спустя десять лет после выхода пилотного издания, года «Аэроупругость» была отпечатана в издательстве «Инновационное машиностроение».
«Я считаю, что воплощение в жизнь задумки Петра Георгиевича Карклэ и Николая Николаевича Дорохина — большой успех. Книга продолжает советские, российские и зарубежные традиции публикации трудов по аэроупругости; по значимости ее можно сопоставить с переведенной в 1958 году на русский язык одноименной классической американской монографией (авторы Р.Л. Бисплингхофф, Х. Эшли, Р.Л. Халфмен). Издание охватывает все основные разделы аэроупругости; рассмотрены как теоретические и расчетные, так и экспериментальные виды исследований. Это мощная энциклопедия, зафиксировавшая громадный опыт наших ученых и современное состояние научной мысли и практики», — рассказал начальник НИО-19 ФГУП «ЦАГИ» Сергей Парышев.
Издание включает в себя несколько основных разделов: «Статическая аэроупругость», «Частотные испытания конструкций», «Динамические нагрузки» и др. В заключительной главе описано развитие исследований в области аэроупругости с 2009 по 2018 годы, дано порядка 89 ссылок на основные отечественные и иностранные работы. Переиздание оказалось дополненным и расширенным по сравнению с предыдущим выпуском книги.
Руководство ЦАГИ заявило о том, что презентация книги состоится в рамках конференции «Прочность конструкций летательных аппаратов» осенью 2020 года. Пока же, в связи с текущей сиутация и карантинными мерами, просто было заявлено о выходе книги в продажу.