Динозавры оказались ночными животными

Палеонтологи из Университета Калифорнии путем сравнительного анализа глазниц динозавров и современных животных установили, что многие виды динозавров ночью не спали, а наоборот, вели весьма активный образ жизни несмотря на пониженную температуру окружающей среды.

До недавнего времени большинство палеонтологов считало, что динозавры юрского и мелового периодов ночью не вели активной жизни, если не считать отдельных видов хищных динозавров. Однако это представление, по всей видимости, является неточным. Палеонтологи Ларс Шмиц и Риосуке Мотани из Университета Калифорнии в США установили, что большинство динозавров могло вести активный образ жизни как днем, так и ночью. Прежде всего, это касалось крупных травоядных, которые питались даже ночью или в сумерках.

Чтобы прийти к таким выводам, ученые сравнили показатели размеров глазниц и склеры в ископаемых остатках динозавров с аналогичными у современных животных, в том числе птиц, рептилий, крокодилов. Проанализировав данные 160 видов современных животных, палеонтологи сумели разработать методику вычисления зависимости образа жизни от характера питания и устройства глаза. Они также проанализировали костные останки 33 видов динозавров и пришли к заключению, что 9 видов имели типично «ночные» глаза, 8 видов жили активной жизнью преимущественно днем, а еще 14 видов могли это делать как ночью, так и днем. Установить особенности жизни еще двух видов динозавров им не удалось.

Результаты исследования американских ученых были опубликованы в журнале Science.

Отметим также, что часть современных исследователей склоняется к версии о том, что ряд видов динозавров обладали теплокровностью, что позволяло им существовать при пониженных ночных температурах. В частности, теплокровие характерно для птиц, которые являются прямыми потомками ящеротазовых динозавров.