ПутешествияВесь раздел

Американские астрономы обнаружили на Марсе движущиеся дюны

7 февраля 2011 г.
NASA/InterRight/NASA

Астрономы из Института изучения планет в Туксоне, штат Аризона, благодаря камерам марсианского орбитального спутника Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) установили, что дюны в северном полушарии Марса не только меняют конфигурацию, но и движутся.

Результаты своего исследования группа ученых под руководством Кандис Хансен опубликовала в журнале Science. Астрономы проанализировали снимки северных областей Марса, где располагаются огромные поля дюн, некоторые из которых достигают размера штата Техас, сделанные за последние несколько лет камерой HiRISE с борта MRO.

- "Оказалось, что дюны меняют свои очертания, они могут смещаться и в них происходят настоящие песчаные лавины", - заметила Хансен.

Ранее подобная трансформация дюн в северных широтах Марса не была доказанной. Считалось, что ветер на красной планете из-за разреженности атмосферы не мог приводить к их изменению, поскольку его силы не хватит на перенос песчинок. Как считают американские астрономы, главной причиной, которая заставляет дюны "двигаться", является лед, который зимой покрывает дюны коркой, а весной он тает, приводя к лавинам и изменению внешнего облика дюн.

По данным ученых, трансформации были обнаружены на 40 процентах дюн, которые они исследовали. Впрочем, исследователи не исключают, что в высоких северных широтах Марса могут наблюдаться и сильные ветра. Как показали наблюдения зонда Phoenix NASA, подобные ураганы хотя и являются редкостью для Марса, но иногда все же происходят на красной планете.