Температура воды в Северной Атлатнике оказалась самой высокой за последние 2 тысячи лет

Немецкие ученые из института изучения морей IFM-Geomar в Киле (Германия) реконструировали температуру воды в Северной Атлантике между Гренландией и Шпицбергеном за последние 2 тысячи лет. Выяснилось, что за это время она повысилась на 2 градуса.

Как сообщил исследователь Роберт Шпильхаген, ему и его коллегам удалось на основе анализа известняковых остатков одноклеточных организмов фораминифер, живущих в морском проливе Фрама между Гренландией и Шпицбергеном, реконструировать температуру морской воды в этом регионе за последние 2 тысячи лет. По словам Шпильхагена, средние температуры колебались в изучаемый период от 2 до 6 градусов Цельсия.

Важным показателем стало также соотношение остатков тепло- и холодолюбивых одноклеточных организмов. По данным ученых, для последних 2 тысяч лет характерны значительные колебания средних температур вод в Северной Атлантике, однако сейчас они в среднем на 2 градуса выше, чем были 2000 лет назад. При этом плавное повышение температуры воды началось около 150 лет назад. Потепление в Северной Атлантике ученые считают одной из главных причин таяния ледовых полей в Арктике и свидетельством глобального изменения климата.

Как уже сообщал InterRight, в последнее время ученые находят все больше доказательств тому, что климат в северном полушарии Земли действительно потеплел. Например, швейцарские ученые выяснили, что холодное Лабрадорское течение в Атлантике за последние 30 лет серьезно ослабло.

Мориц Леман из Университета Базеля и Карстен Шуберт из научно-исследовательского института морей (Eawag) исследовали структуру глубоководных кораллов недалеко от побережья Новой Шотландии (Канада) на границе теплого течения Гольфстрим. Оказалось, что древние кораллы строились преимущественно из материалов, содержащих изотоп азота 15. Этот изотоп характерен для холодного Лабрадорского течения, которое переносит из Арктики воды на юг к побережью США. Однако молодые кораллы, которые строились последние 30 лет, росли при помощи материалов, в которых было велико содержание изотопа азота 14 — его как раз переносит теплый Гольфстрим.

На этом основании швейцарские ученые предположили, что за последние 30 лет мощность Лабрадорского течения существенно снизилась, и оно переносит в центральную Атлантику все меньше холодных вод из Арктики.

По последним данным, опасения многих ученых об ослаблении Гольфстрима также оказались преждевременными. Американский океанолог Джош Уиллис из NASA доказал, что, за последние 18 лет течение стало лишь мощнее и теплее.

Согласно данным буев, количество переносимой Гольфстримом теплой воды от Мексиканского залива до Португалии в 2002 — 2008 годах существенно не выросло, а вот информация со спутников показала, что с 1993 года мощность «океанской реки» выросла на 20 процентов. По подсчетам Уиллиса, Гольфстрим в 75-80 раз мощнее Амазонки в месте ее впадения в Атлантический океан. При этом температура переносимой воды повысилась за последние 18 лет на две десятых градуса.

Информация об ослаблении Гольфстрима появилась впервые в 2005 году. Тогда британский океанограф Гарри Бриден из Национального океанографического центра в Саутгемптоне (Великобритания) опубликовал статью в журнале Nature о замедлении циркуляции водных масс в Гольфстриме на 30 процентов по сравнению с 1957 годом.