Вы здесь

Криминалисты реконструировали лицо девочки, жившей в Германии 2600 лет назад

Spiegel/InterRight/Ursula Wittwer-Backofen

Германские криминалисты и антропологи сумели реконструировать лицо и жизнь 16-17-летней девочки, жившей примерно 2600 лет на территории Германии. Остатки ее скелета были найдены в болотистой местности в 2000 году, а обстоятельства ее смерти до сих пор загадочны.

В 2000 году в Нижней Саксонии в болотистой местности были найдены костные останки человека. Этим делом изначально стала заниматься местная криминальная полиция, которая предположила, что речь идет о пропавшей еще в 1969 году на дискотеке Эльке Керл. Судя по первым данным, скелет подходил под описание пропавшей девушки - он принадлежал молодой женщине в возрасте от 16 до 20 лет. Однако анализ ДНК показал, что костные останки не имеют никакого отношения к пропавшей без вести в 1969 году Керл. Тогда этой историей заинтересовались антропологи и археологи.

Радиоуглеродный анализ, проведенный на месте находки, показал, что возраст скелета составляет от 2515 до 2764 лет. Чуть позже археологи обнаружили еще части тела древней девушки, в частности, мумифицированную кисть руки. По мнению ученых, девушка жила около 2650 лет назад на севере современной Германии. Это было время, когда Рим, например, существовал лишь в виде деревни, а до расцвета древней Греции оставалось около 150-200 лет.

С помощью тщательного анализа костей девушки, антропологи сумели реконструировать ее жизнь. Выяснилось, что в то время существование людей в Германии было крайне тяжелым, а девушка прожила короткую жизнь, полную нужды и горя. Ученые обнаружили в основании ее черепа следы доброкачественной опухоли, искривление позвоночника и следы хронического воспаления костей бедра. Кроме того, анализ костей также показал, что в детском возрасте девушка, которая получила имя Моора, регулярно голодала - вероятнее всего, в зимние месяцы.

В четверг исследователи в Ганновере представили реконструкцию лица девушки, а также рассказали о новых подробностях ее жизни, которые им удалось раскрыть. Так, удалось установить, что при жизни она была левшой, а в подростковом возрасте подвергалась насилию, в частности, сильным ударам по голове. Впрочем, ряд исследователей полагает, что следы деформации костей черепа возникли из-за того, что девочке приходилось носить грузы на голове. В то время болотистая местность в Нижней Саксонии была достаточно плотно заселена людьми, которые проложили через болота дощатые настилы шириной в 170-180 сантиметров. Именно по ним ходила Моора. Правда, ее тело было обнаружено в стороне от таких дорог.

О причинах смерти девушки антропологи пока гадают. На месте находки ее скелета не было обнаружено никаких остатков одежды или украшений, и часть исследователей предполагает, что она была нагой в момент смерти. Как надеются ученые, дальнейшие раскопки в этом месте могут помочь установить причины гибели девушки-подростка.

Кисть руки древней жительницы Германии. Фото: Spiegel