ПравозащитаВесь раздел
ВсеВесь раздел
ПутешествияВесь раздел

Вода на Луну попала вместе с кометами

11 января 2011 г.
DPA/InterRight/NASA

Наличие запасов воды в виде льда на Луне считается уже доказанным фактом, однако по поводу ее происхождения среди ученых идут споры. Группа американских и японских исследователей предположила, что часть воды могла попасть на спутник Земли вместе с кометами, врезавшимися в Луну.

Международная группа ученых под руководством Хиайоши Юримото из японского Университета Хоккайдо (Саппоро) провела изотопные анализы грунта Луны, доставленного миссиями "Аполлона" на Землю в 60-70-х годах прошлого века.

Особенностью молекул воды в лунном грунте стало содержание изотопа водорода дейтерия, которое в полтора раза превышает аналогичные показатели в земном грунте. Изотоп дейтерия в таком количестве не характерен также для молекул воды в метеоритах, но зато, как показали новейшие исследования, он присутствует в схожей пропорции в грунте комет. Поэтому, как считает Юримото, часть воды на Луну могла быть занесена кометами еще на ранней стадии истории спутника Земли. Впрочем, он не исключает вероятности и того, что воду Луна получила после отделения от Земли. Ее изотопный состав был изначально идентичен земному, а потом под воздействием внешних условий изменился.

Как сообщал в октябре 2010 года InterRight, исследовательская миссия LCROSS NASA обнаружила на Луне миллионы тонн замёрзшей воды. В основном вода находится в кратерах на южном полюсе спутника Земли, которые постоянно затемнены. Помимо воды, учёные обнаружили на Луне также залежи серебра, ртути и аммиака.

Напомним, ракета NASA Centaur весом более 2 тонн врезалась в дно кратера Кабеус в октябре 2009 года. Следом за не был запущен зонд LCROSS. Отработанная ступень ракеты врезалась в кратер Кабеус, дно которого не освещено солнечным светом, и вызвала выброс в атмосферу большого количества пыли. Анализы этой пыли дали следующие результаты: на дне картера содержится в больших количествах водяной лёд, а также серебро, ртуть и аммиак.

Стало известно, что льда на Луне как минимум на треть меньше, чем по предварительным оценкам, но он всё же там присутствует, что делает в перспективе возможной колонизацию спутника. Лёд можно расплавить, и разложить на составляющие – кислород для дыхания и водород для топлива ракет. Такая перспектива обрадовала исследователей космоса из НАСА, особенно в свете отмены Бараком Обамой марсианской программы.

Как сообщал ранее InterRight, в начале марта 2010 года индийский спутник "Чандрайян-I" с помощью специального радара Mini-SAR обнаружил на северном полюсе спутника Земли лед.  По подсчетам специалистов NASA, обнаруженные запасы льда составляют более 600 миллионов тонн. Чуть раньше исследовательский зонд NASA LCROSS выявил следы льда на южном полюсе спутника Земли.

В сентябре стало известно, что с помощью лазера, установленного на борту искусственного спутника Луны - Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), ученым NASA удалось завершить создание сверхточной карты ее поверхности. Благодаря ей исследователи смогли выяснить, почему сейчас на Луне более не образуются крупные кратеры.

По словам одного из авторов исследования, Джеймса Хэда из Университета Броуна в Провиденсе, новая карта, на составление которой ушел год, позволила собрать для NASA большой массив практической информации.

- "Мы не только получили данные об истории Луны, но и смогли заглянуть в прошлое нашей Солнечной системы, а также, что немаловажно, определить с высокой точностью места будущих прилунений автоматических аппаратов и кораблей с людьми на поверхности спутника Земли", - заметил он. Итоги работы коллектива ученых опубликованы в журнале Science.

С помощью карты ученые составили каталог кратеров из 5185 объектов диаметров более 20 километров. При этом математическая частота распределения кратеров показала, что их наибольшие скопления находятся в предгорьях лунных гор, а вот на поверхности лунных "морей" количество кратеров минимально.