Вы здесь

Глобальное потепление привело к ослаблению холодного Лабрадорского течения

DPA/InterRight/NASA

Глобальное изменение климата привело в научной среде не только к спорам о судьбе Гольфстрима, "согревающего" Европу, но и о перспективах холодных течений. Оказалось, что холодное Лабрадорское течение в Атлантике за последние 30 лет серьезно ослабло.

Швейцарские ученые Мориц Леман из Университета Базеля и Карстен Шуберт из научно-исследовательского института морей (Eawag) исследовали структуру глубоководных кораллов недалеко от побережья Новой Шотландии (Канада) на границе теплого течения Гольфстрим. Оказалось, что древние кораллы строились преимущественно из материалов, содержащих изотоп азота 15. Этот изотоп характерен для холодного Лабрадорского течения, которое переносит из Арктики воды на юг к побережью США. Однако молодые кораллы, которые строились последние 30 лет, росли при помощи материалов, в которых было велико содержание изотопа азота 14 - его как раз переносит Гольфстрим.

На этом основании швейцарские ученые предположили, что за последние 30 лет мощность Лабрадорского течения существенно снизилась, и оно переносит в центральную Атлантику все меньше холодных вод из Арктики. По словам исследователей, за последние 1800 лет, если анализировать содержание изотопов азота в глубоководных кораллах, подобного случая не было. О причинах, которые повлияли на это, ученые пока не говорят, но не исключают, что свою роль сыграло пресловутое глобальное потепление. Результаты исследования Морица Лемана и Карстена Шуберта были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Напомним, за последние пять лет появилось несколько гипотез о том, что теплое течение Гольфстрим якобы ослабело. Но, как сообщал ранее InterRight, в начале 2010 года океанолог Джош Уиллис из NASA доказал, что за последние 18 лет течение стало лишь мощнее и теплее.

Уиллис на протяжении почти двух десятков лет собирал данные с исследовательских судов, а также космических спутников, наблюдавших за морской поверхностью. Благодаря снимкам с орбиты удалось получить данные о высотах морского зеркала и сопоставить их с данными с кораблей и метеорологических буев.

Согласно данным буев, количество переносимой Гольфстримом теплой воды от Мексиканского залива до Португалии в 2002 - 2008 годах существенно не выросло, а вот информация со спутников показала, что с 1993 года мощность "океанской реки" выросла на 20 процентов. По подсчетам Уиллиса, Гольфстрим в 75-80 раз мощнее Амазонки в месте ее впадения в Атлантический океан. При этом температура переносимой воды повысилась за последние 18 лет на две десятых градуса.

Информация об ослаблении Гольфстрима появилась впервые в 2005 году. Тогда британский океанограф Гарри Бриден из Национального океанографического центра в Саутгемптоне (Великобритания) опубликовал статью в журнале Nature о замедлении циркуляции водных масс в Гольфстриме на 30 процентов по сравнению с 1957 годом.