ГЛОНАСС опять не сработал

Если бы ракета «Протон М», пытавшаяся вывести на орбиту в прошлые выходные три спутника российской навигационной системы ГЛОНАСС была пилотируемой, то провал этой миссии неизбежно объяснили бы человеческим фактором. Но сейчас чиновникам от космоса надо решить нетривиальную задачу: либо сказать о ракете просто по-путински – «она утонула», либо поломать голову для объяснения неудачи.

Напомним, старт ракеты «Протон М» с Байконура 5 декабря был заключительным этапом по формированию в России спутниковой группировки навигационной системы ГЛОНАСС. Россия, а до этого СССР, занимается этим проектом уже почти тридцать лет.

Спустя полтора часа после старта спутники должны были отделиться от разгонного блока ДМ 3. Однако, как выяснилось, хотя спутникам удалось отделиться от блока, они вышли на нештатную орбиту и пропали из поля зрения систем слежения и наблюдения. По мнению специалистов, причина неудачи была в том, что сам разгонный блок оказался на нештатной орбите.

По словам представителей Роскосмоса, обнаружить спутники ни на одной из возможных орбит (штатной, аварийной и промежуточной) так и не удалось. Согласно расчетам российских баллистиков спутники упали в несудоходном районе Тихого океана в 1500 километрах от Гавайских островов. Общий ущерб составил не менее 75 миллионов долларов, а с учетом срывов сроков формирования спутниковой группировки ГЛОНАСС и необходимости изготовить дополнительные – около 200 миллионов долларов.

Пока чиновники назвали несколько причин крушения: неверный математический расчет, сбой в программном обеспечении и якобы лишнее топливо в баках «Протона». Некоторые наблюдатели даже выдвинули версию об умышленном потоплении спутников. Версия проста: изготовители и заказчик аппаратов (Роскосмос) банально попилили деньги. Если бы железки оказались на орбите, они не смогли бы работать. А так, попробуй найди их на дне Тихого океана. Форс-мажор, хотели по-черномырдински как лучше, получилось как всегда. Концы в воду в прямом смысле.

Нано-президент РФ уже распорядился провести «строгую» проверку, но, как не сложно спрогнозировать, ничего она не даст.

Впрочем, эта катастрофа – лишь мелочь на фоне тех проблем, которые ожидают ГЛОНАСС, если система все же начнет полноценно функционировать. Ей для этого нужно 24 (минимум 18) работоспособных спутников на орбите. Сейчас таковых 20, еще 6 болтаются там в виде мусора.

В России главным смыслом жизни давно стал нехитрый принцип воровства и казнокрадства, который стыдливо и с претензией на гламур называют «попилом». В чистом виде, это, конечно, Африка, потому что даже в многих странах какой-нибудь Латинской Америки «попил» лишь прилагательное, но никак не существительное.

Попил штука скверная в том плане, что расхищать удобнее всего на низком переделе. На нефти, газе, лесе, откатах от ритейлеров или девелоперов. Не зря же в путинско-медведевской РФ начальство так полюбило строительные национальные проекты. В «высоких» технологиях, которые по недосмотру еще остались в богоспасаемой, попил моментально приводит даже не к деградации, а к уничтожению отрасли.

ГЛОНАСС, первый спутник которой был выведен в космос еще при Брежневе, состоит из аппаратов, производство которых неимоверно сложнее, чем обложение данью бизнес-центров или расхищение строительных бюджетов. Спутник должен иметь не только надежную электронику, но и общий конструктивный запас прочности, который позволит ему отработать штатный срок. Ведь кому нужен аппарат, работающий на орбите вместо 3-5 лет лишь полгода?

Особенность российской космической отрасли заключается в том, что в виду отсутствия в стране собственной электроники, наши изготовители фаршируют свои аппараты импортной и при этом никак не могут обеспечить хотя бы штатный срок их работы. Это означает, что спутники ГЛОНАСС будут выходить из строя и ломаться чаще, чем нужно.

Начнем с самого печального – это научные спутники. Россия полностью отсутствует в такой перспективной сфере освоения космоса как автоматические научные зонды. Так, астрофизическую обсерваторию «Спектр-Р» пытаются вывести на орбиту с 2007 года. Очередная попытка назначена на 2012 год. Метеоспутник «Электро-Л» безуспешно запускают с 2006 года. Рассчитанный на три года работы научный спутник «Коронас-Фотон» в сентябре 2009 года, после 9 месяцев работы, вышел из строя. Это официально признал Роскосмос лишь в апреле 2010 года. Никаких других подобных научных спутников у России на орбите больше нет (научный спутник МГУ «Татьяна-2″ тоже сломался).

Не лучше обстоит дело и в оборонке. Спутниковая группировка России в космосе состоит из примерно сотни устаревших и ненадежных аппаратов. Некоторые из них, выполняющие шпионские функции, делают снимки на пленку, которая затем доставляется на Землю в спускаемой капсуле, что соответствует технологическому уровню 60-х годов. Таким был спутник «Дон» («Космос-2399″), прекративший работу в 2003 году (штатная длительность работы подобных аппаратов была рассчитана всего на 60 дней, потом ее увеличили до 120 дней). С ним произошел забавный казус – из-за нештатного отделения от него капсулы с очередной отснятой фотопленкой она не была отстрелена, а просто вывалилась из аппарата. При этом пленка размоталась вокруг спутника. Наблюдавшие за аппаратом американцы предположили тогда, что российский спутник-шпион развалился на несколько частей.

Другой подобный аппарат – «Кобальт-М», проработав на орбите менее 4 месяцев, в январе 2005 года был принудительно приземлен. При этом оказалась утерянной его спускаемая капсула с фотоснимками. Собственно, все остальные российские спутники-шпионы оптической разведки – «Неман», «Енисей» и тому подобные аппараты отличаются не только коротким сроком жизни, но и полной бесполезностью. Во время второй чеченской войны выяснилось, что пролетающий за 20 минут территорию Чечни «Неман» не успевает толком ничего даже сфотографировать.

Спутники в России проектируются долго и по устаревшим технологиям, поэтому Роскосмосу или министерству обороны приходится иногда пользоваться складскими запасами, доставшимися от СССР. Так было со спутником системы морской радиотехнической разведки «Легенда» («Космос-2421″), запущенным в 2006 году и официально прекратившим работу в 2008 году (по данным США, он перестал работать сразу же после запуска из-за поломки солнечной батареи), а до того 15 лет пролежавший в арсенале. Этот аппарат, кстати, упал на территорию Мексики в феврале 2010 года. Не соблюдают российские производители и сроков. Так, министерство обороны России получило телекоммуникационный аппарат «Глобус-1″ с задержкой в два года.

Средний срок службы российского спутника колеблется от нескольких месяцев до 2-3 лет. В тоже время средний американский или европейский спутник работает на орбите от 5 до 8 лет. Есть и случаи работы в течение 12-15 лет. Потери Россией военных спутников из-за поломок стали делом обыденным. Вместо нормативных пяти лет по 6-9 месяцев на орбите отработали легкие спутники «Стерх», входящие в международную космическую систему КОСПАС-SARSAT (производство ПО «Полет»). Оба этих аппарата к весне 2010 года вышли из строя. Только в 2009 году из строя вышли дорогостоящие – по российским меркам – аппараты «Монитор», «КазСат» и «Персона» (последний стоил около 5 миллиардов рублей). Их американские аналоги живут в среднем по 10-11 лет на орбите. Правда, они стоят дороже (до 1-1,5 миллиардов долларов), ведь электронная компонента в них на порядок сложнее и надежнее, чем в российских аппаратах.

Вот один красноречивый факт. В 2009 году в космосе на высоте почти 780 километров над Сибирью произошло столкновение двух спутников – американского Иридиума 33 и российского «Космос-2251″. К тому времени российский аппарат не работал уже 14 лет (а всего функционировал он лишь два года – с 1993 по 1995 годы). «Иридиум 33″, запущенный в 1997 году, в момент столкновения находился в активном состоянии. Впрочем, он уже тогда был рекордсменом по продолжительности работы среди аппаратов своего семейства.

В 90-х годах группировка спутников ГЛОНАСС также временами достигала 20-24 аппаратов, однако из-за короткого «срока жизни» они выбывали из строя быстрее, чем удавалось запустить новые. В конечном итоге, штатная длительность работы на орбите у них была повышена с 3 до 5 лет, но далеко не каждый аппарат способен столько продержаться. Спутники GPS у США, заметим, рассчитаны на срок до 8 лет в среднем.

Поэтому избежать очередного позора можно лишь при условии, что начинка спутников ГЛОНАСС будет импортной. Например, относительно более высокая надежность телекоммуникационных спутников объясняется тем, что они были созданы в тесной кооперации с иностранными компаниями.

Так, семейство спутников «Экспресс-АМ» создано при участии французской компании Thales Alenia Space (также участвует и ее итальянское подразделение, ибо компания принадлежит французскому оборонному концерну Thales и итальянской Finmeccanica), бельгийской Newtec и японской NEC/TOSHIBA Space Systems.

Наиболее успешная серия частных спутников «Ямал», принадлежащих «Газпром-космосу» (Газком), также характеризуется высокой надежностью. Первый аппарат был выведен на орбиту в 1999 году (Ямал-100), два других (Ямал-201 и Ямал-202) – в 2003 году. Тендер на их изготовление РКК «Энергия» выиграла в 1997 году. Спутники, напичканы оборудованием фирм DASA (Германия), NEC (Япония), Space Systems/Loral (США), Alenia Spazio (Италия).

Однако спустя всего несколько лет та же корпорация «Энергия» оказалась не в состоянии изготовить модернизированные спутники «Ямал-300″. В 2005 году «Газком» заключил контракт с ней на проектирование, изготовление и запуск в декабре 2008 года двух новых аппаратов. Было переведено 50 процентов предоплаты. Тем не менее, «Энергия» провалила все сроки, ее представители потребовали увеличения суммы контракта, а под конец вообще выдали феерическое:

Советник президента РКК ‘Энергия’ Виталия Лопоты Александр Железняков подтвердил ‘Газете.Ru’, что задержка в реализации проекта существует. Но, по его словам, виновник тому не только РКК ‘Энергия’. ‘Здесь и финансовые, и организационные сложности’, – пояснил Железняков, не вдаваясь в подробности. Впрочем, представитель корпорации считает, что ‘ничего страшного в этом нет. Старые ‘Ямалы’ успешно работают, и острой необходимости в новых спутниках нет, — пояснил Железняков.

В итоге спутники Ямал-300 не только не запущены, но даже и не изготовлены. Их запуск сейчас планируется лишь на середину 2011 года, причем с другим уже подрядчиком.

По данным ФГУП «Космическая связь», у нее на конец 2008 года группировка состояла из 11 аппаратов. 5 – спутники семейства «Экспресс-АМ». Плюс спутники телерадиовещания «Бонум-1″ (это американский аппарат, произведен компанией Hughes Space and Communications) и W4 (полностью изготовлен во Франции). Работают эти аппараты на орбите а по 9-12 лет. Иногда и более.

Сейчас для «Космической связи» создается аппарат «Экспресс-АМ4″ – делается он при прямом участии европейского концерна ADS Astrium и на базе платформы Eurostar 3000.

Если же спутники ГЛОНАССА повторят судьбу телекоммуникационных (в противном случае смысла от навигационный системы нет), а чипы для приемников будут производится в Китае, то зачем вообще России такая «отечественная» навигация? Впрочем, чем чаще будут выходить из строя глонассовские аппараты, тем больше средств освоят их производители. Так что, даже от металлолома на орбите можно извлечь выгоду.
Источник: Блог Толкователя Розы Великобритания