ПутешествияВесь раздел

Европе грозит извержение исландского вулкана Гримсвётн

2 ноября 2010 г.
AFP/InterRight/AFP

По данным исландских вулканологов, один из местных вулканов - Гримсвётн, может начать в ближайшее время извергаться. Как заявили эксперты из Метеорологического института Исландии, они зафиксировали ряд фактов, позволяющих сделать такое предположение. Для Европы это может обернуться очередным параличом пассажирской авиации.

По словам эксперта института Гуннара Сигурдссона, метеорологи зафиксировали увеличение содержания водяного пара в воздухе непосредственно над вулканом. По их мнению, это свидетельствует об усиленном испарении воды из озера, которое находится в кратере вулкана Гримсвётн. В свою очередь повышение температуры в вулкане означает увеличение давления, что может привести к извержению. Однако, сколько магмы сейчас находится в вулкане, ученые сказать точно не могут.

Тем не менее, подобная закономерность была зафиксирована еще в 2004 году, когда Гримсвётн извергался - тогда тоже усилилось испарение воды из озера в кратере, пока оно совсем не пересохло, после чего началось извержение. Помимо этого, Метеорологический институт Исландии в Рейкьявике также зафиксировал повышенную сейсмическую активность в области вулкана.

- "В совокупности это свидетельствует о том, что в ближайшие недели или месяцы может произойти извержение. Мы пока не знаем, какой оно будет силы", - подчеркнул Сигурдссон.

Напомним, как сообщал ранее InterRight, извержение другого исландского вулкана весной этого года - Эйяфьятлайокудля привело к отмене в Европе между 15 и 21 апреля более 100 тысяч авиарейсов. Авиакомпании потеряли тогда около 2,2 миллиардов долларов, частные лица – не менее 1,6 миллиардов долларов. Еще 500 миллионов евро составил общий экономический ущерб транспортной отрасли. Вкупе с потерями у смежных отраслей, общий урон составил свыше 5 миллиардов долларов. 8,2 миллиона авиапассажиров потеряли свои билеты.

Источником запрета на полеты стали данные компьютерного моделирования Центра исследования вулканической активности (VAAC) в Лондоне! В конечном итоге, французские и немецкие ученые выяснили, что никакой опасной концентрации вулканического пепла в атмосфере над Европой нет:

Германский центр воздушных и космических полетов опубликовал первые данные исследования концентрации вулканического пепла в атмосфере Европы. Следы пепла были обнаружены на высотах 0,5-1,5 и 8-10 километров, а его концентрация в воздухе оказалась меньше, чем песка из пустыни Сахара.

Тем не менее, вулканологи и метеорологи не исключают, что в случае очередного сильного извержения в Исландии в ряде регионов Европы может быть снова введен временный запрет на полеты пассажирских самолетов.