Вирус иммунодефицита обезьян оказался старше, чем думали ученые

Вирус иммунодефицита обезьян (ВИО), от которого произошел вирус иммунодефицита человека, оказался на тысячи лет старше, чем думали ученые. По мнению ученых из Университета Аризоны и Тулейнского университета, вирус появился как минимум 32-75 тысяч лет назад.

В ходе исследования специалисты из Тулейнского университета и Университета Аризоны изучили штамм вируса иммунодефицита, который был обнаружен у популяции обезьян, живущих на острове Биоко. Остров откололся от Африки больше 10 тысяч лет назад.

Исследование американских специалистов, опубликованное 17 сентября в авторитетном журнале Science, поставило под сомнение другую теорию происхождения ВИО, согласно которой вирус появился всего несколько сотен лет назад.

— «Биология и география ВИО свидетельствуют о том, что он распространился от Атлантического до Индийского океана. На это потребовались тысячи лет, но никак не сотни», — объяснил один из авторов исследования, вирусолог Престон Маркс.

В ходе работы ученые обнаружили четыре штамма вируса, которые были не идентичны вирусу, обнаруженному на материке. Анализ штаммов и компьютерное моделирование позволили предположить, что вирус эволюционировал десятки тысяч лет. По словам Маркса, это позволяет определить новый минимальный возраст вируса, хотя ВИО может насчитывать даже миллионы лет.

Исследователь Майкл Уороби из Университета Аризоны объяснил, что столь медленная эволюция ВИО может свидетельствовать о том, что ВИЧ еще долго будет представлять смертельную опасность для людей.

Кроме того, перед учеными встал новый вопрос: почему, если вирус иммунодефицита обезьян появился тысячи или миллионы лет назад, эпидемия ВИЧ началась только в XX веке?

— «Что-то произошло в XX веке, в результате чего относительно безобидный ВИО трансформировался в намного более мощный и опасный вирус», — заявил Маркс.