Ученые разгадали секрет улыбки Мона Лизы

Используя рентгеновские лучи, французские ученые обнаружили секреты техники, с помощью которой Леонардо да Винчи создал неповторимую улыбку Джоконды. Оказалось, что лак великий художник наносил на полотно пальцем.

Старший научный сотрудник Лувра Филипп Уолтер и его коллеги выяснили, что для того, чтобы создать эффект окутывающего фигуры воздуха, который в живописи получил название сфумато, Леонардо да Винчи наносил на картину до 40 тончайших слоев лака, которые потом аккуратно растушевывал. Лак в сочетании с пигментами создавал нежную тень в уголках губ Моны Лизы, благодаря которой создавалась иллюзия легкой улыбки на губах Джоконды, которая исчезала, когда человек смотрел только на губы.

Лак сушится очень долго, поэтому специалисты предполагают, что на создание картины, на разных участках которой содержится разное количество лака, ушли годы. Ученые также предполагают, что лак Леонардо наносил пальцем, так как на картине не были найдены слезы от мазков.

— «Совершенство техники Леонардо всегда поражало человечество. Переход тона от светлого до темного практически незаметен для глаз зрителя. Особенно важно подчеркнуть толщину слоев лака: они указывают на то, насколько ловок и умел был художник», — объяснил Филипп Уолтер, руководивший исследованием.

На участках картины, где изображена светлая кожа Джоконды, толщина слоя составляла всего 2 микрометра, что в 50 раз тоньше человеческого волоса. В то же время, на темных участках толщина могла достигать 55 микрометров. Ученые уверены, что Леонардо неоднократно экспериментировал с лаком, также как он это делал с красками, чтобы создать превосходное покрытие и усовершенствовать эффект сфумато.

— «Леонардо очень занимала проблема незаметного перехода от светлых до темных тонов. Он хотел добиться такого же естественного перехода, который мы наблюдаем в обычной жизни и эффект сфумато был для этого необходим«, — заявил президент общества Леонардо да Винчи и искусствовед, профессор Фрэнсис Амес-Льюис.

Как ранее сообщал InterRight, использование нового метода изучения картин да Винчи позволило ученым также определить все пигменты, которые художник использовал в своих красках. Кроме того, флуоресцентная спектроскопия показала, что итальянский мастер постоянно экспериментировал: он пробовал добавлять в краски оксид марганца, медь, глазурь.