Смирнов и Перельман: найдите разницу в судьбе математиков

Станислав Смирнов, швейцарский математик русского происхождения, получил премию Филдса – эквивалент Нобеля для математиков. Интересно сравнить эмигранта Смирнова с его почти ровесником и «молочным братом» Григорием Перельманом, который выбрал жизнь в России. До определенного времени судьба обоих великих математиков развивалась почти одинаково (Перельман на 3 года старше). Оба родились в Петербурге.

Оба в школьные годы занимались в математическом центре для одарённых детей при Дворце пионеров под руководством Сергея Рукшина. Оба окончили 239-ю физмат школу в Ленинграде, а затем – мехмат ЛГУ (СПбГУ). Оба получали золотые медали на международных математических олимпиадах для школьников (Смирнов — дважды). Затем оба уехали работать за границу, в США (Смирнов – еще на этапе аспирантуры, Перельман – уже защитив кандидатскую). В конечном итоге, обоим в 39 лет присуждена Медаль Филдса (Перельману – еще в 2006 г.).

Но в середине 90-х их пути радикально расходятся.

Смирнов так и остался за границей, ныне является почтенным профессором Женевского университета. Женат, имеет двоих детей. Надо думать, математик получает немаленькую зарплату, живет в неплохом особняке, ездит на недешевом авто, является уважаемым членом общества. Он не боится, что каждый встречный мент может сделать его инвалидом, как профессора уральской консерватории, а каждый мельчайший чиновник будет считать его за последнее говно и лоха, раз он не вхож в «вертикаль» и ездит без мигалки. Никогда к нему домой не придет ФСБ, чтобы посадить за научную переписку с зарубежными коллегами. Будущее его детей обеспечено.

Сыну Смирнова не грозит судьба оказаться в российской армии, быть проданным там на органы или в рабство, или участвовать в фотосессиях дагестанцев и ингушей, с надписью на бритом черепе или с татуировкой на спине. А если у пожилых родителей Смирнова возникнут какие-то проблемы со здоровьем, то наверняка он сможет вывезти их к себе и пристроить в приличную швейцарскую клинику. А самое главное – он может нормально работать, использовать свои способности на все 100%, чтобы двигать прогресс человечества (в том числе – и России). Его открытия не засекречены, ими могут воспользоваться все, включая и российских математиков. Вот судьба великого ученого в благополучной цивилизованной стране, которой управляют достойные люди.

А несчастный Перельман в 1996 году решил вернуться на Родину. С началом путинской эпохи его жизнь стремительно пошла под откос. С 2005 года он нигде работает, живет затворником в полубомжеских условиях. У него нет денег, нет семьи. И даже старенькой маме, если она вдруг заболеет, он ничем не сможет помочь — ее заморят российские эскулапы районного масштаба. От миллионной премии он отказался, очевидно, по соображениям безопасности. С такими деньгами без охраны его бы просто убили, или вытащили бы их шантажом какие-нибудь чиновники, налоговики, менты, эфэсбэшники. Еще бы и посадили за шпионаж или за уклонение от налогов. Впрочем, дабы скрыть этот неприглядный факт, в СМИ его поспешно объявили маргиналом и нелюдимым дурачком. Вот судьба великого ученого в путинской России.

Что, Перельман — не типичный случай? Социопат? Извините, но ученый такого масштаба имеет право быть «скандалистом» и социально-неадаптированным. В нормальной стране о нем бы как-нибудь позаботились. А в стране, которая озабочена утечкой умов, ему бы просто директивно создали тепличные условия. Местный президент или олигарх-патриот ему бы из личного состояния выделил 1) особняк в красивом экологичном месте, 2) автомобиль с водителем, 3) комплект слуг, 4) охрану, 5) психолога-няньку, 6) врача. И еще подыскал бы ему здоровую длинноногую модель в жены, чтобы генофонд сохранить. А как реагирует на историю с Перельманом российская верхушка? А ставят в пример его нищету. Типа, вот так и должны жить-бомжевать патриотичные российские ученые.

Сравнение историй Смирнова и Перельмана – это урок для всех ученых, выходцев из России, работающих ныне за рубежом. Завидуете Перельману – возвращайтесь, не пожалеете. Только имейте в виду, что 90% времени и энергии здесь вы будете тратить не на науку, а на преодоление всевозможных чиновничьих и житейских препон. Иначе придется бомжевать, как Перельману.

Вся информация об ученых взята из открытых источников, в основном – из Википедии.

P.S. Для тех, кому трудно связать вместе несколько абзацев, особо поясняю: данный текст — о социальных условиях существования ученых в нормальных странах, и в странах, где правит ворье и дубье. Смирнов, находясь в России, наверняка смог бы решить местные житейские проблемы, но вполне возможно, что времени и энергии на зарабатывание Медали Филдса у него бы при этом уже не осталось. То же и о Перельмане: буть он в России благополучным семьянином, а не отшельником, у него бы не осталось времени и энергии на «прорыв» в математике. В этом как раз суть, «мораль» текста: в РФ нормальная жизнь и выдающие научные успехи — трудносовместимы. Можете опровергнуть этот тезис: покажите мне еще одного отечественного обладателя Медали Филдса, из ученых до 45 лет, который является обеспеченным человеком и при этом последние 10 лет живет в России.
Источник