Вы здесь

Австралопитеки были прямоходящими

Proceedings/Die Welt/InterRight/DPA

Американские антропологи получили очередные доказательства того, что австралопитеки были прямоходящими существами. В Эфиопии были найдены остатки скелета австралопитека, возраст которого оценили в 3,6 миллиона лет. Этот предок человека уже умел ходить прямо.

Кости скелета австралопитека мужского пола были найдены на территории Эфиопии еще в 2005 году. Затем в течение двух с половиной лет археологи из Музея естественной истории Кливленда (штат Огайо, США) нашли остатки грудной клетки, ребер и позвоночника древнего существа. По оценке руководителя экспедиции Йоханнеса Хайле-Селассие, возраст австралопитека составляет около 3,6 миллионов лет, и он древнее на  400 тысяч лет знаменитой самки австралопитека Люси, найденной еще в 70-х годах прошлого века в Эфиопии.

Кроме того, найденный скелет принадлежал самцу, рост которого антропологи оценили в пределах 152 - 168 сантиметров, что является совсем уж неожиданным результатам. Ранее археологи и антропологи полагали, что рост австралопитеков не превышал 110-125 сантиметров. Так у Люси рост составлял всего 107 сантиметров.

Но главной сенсацией находки стал анализ костей древнего возможного предка человека (его назвали Каданууму). Антропологи установили, что он обладал прямохождением. По мнению Хайле-Селассие, Каданууму ("великан" в переводе с эфиопского) был прямым предком Люси.

- "Поэтому прямохождение, скорее всего, было присуще и более поздним австралопитекам", - заявил он. Впрочем, большинство ученых пока сомневается в способности современников Люси передвигаться в прямом положении.

О том, что австралопитеки могли быть прямоходящими впервые доказательно заявили ученые из Университета Аризоны (США), которые провели исследования отпечатков ног группы австралопитеков в вулканическом пепле на территории Кении возрастом в 3,6 миллиона лет, а также серию биомеханических экспериментов. Как писал InterRight, эксперименты показали, что по удельному давлению и глубине следов в районе пятки и пальцев результаты австралопитеков близки к показателям современного человека.

Нынешняя находка в Эфиопии сдвигает вглубь времен существование первых потенциальных предков человека. Самым древним существом, которое могло иметь отношение к человеку, является так называемый "Арди", возраст которого оценивается в 4,4 миллиона лет. Однако пока не ясно, мог ли он быть прямоходящим, хотя некоторые ученые придерживаются такого мнения.

Результаты исследования группы Хайле-Селассие были опубликованы в журнале Академии наук США (PNAS) Proceedings.

Остатки скелета Каданууму. Фото: PA