Вы здесь

Ученые нашли океан на древнем Марсе

Nature Geoscience/InterRight/Reuters/Taylor Perron/University of California-Berkeley

Американские астрономы из Университета Колорадо подсчитали, что на Марсе 3,5 миллиарда лет назад существовал огромный океан, занимавший до 36 процентов территории красной планеты. Тогда на Марсе вполне могла существовать жизнь.

О существовании воды на Марсе в древности астрономы подозревали еще с XIX века. Американские марсоходы Phoenix и Opportunity в 2004 - 2008 годах открыли на Марсе явные следы существования на этой планете больших водных пространств. В 2008 году это было доказано путем анализа проб марсианского грунта, под которым был найден слой льда. Тогда же были получены снимки, показывающие очертания древних речных проток и морей.

В 2009 году исследователи Вей Луо из Северного университета Иллинойса (США) и Томас Стефински из Института Луны и планет составили теоретическую карту марсианской поверхности, на которой они изобразили в северном полушарии планеты крупное море. В начале июня 2010 года астрономы NASA установили, что на равнине Эллада на Марсе существовало море диаметром более 2000 километров и глубиной 8 километров.

Однако детальное исследование снимков поверхности Марса ученым Брайаном Хинеком из Университета Колорадо (США) дало ошеломляющие результаты. Как пишет исследователь в своей публикации в журнале Nature Geoscience, 3,5 миллиарда лет назад не менее 36 процентов поверхности красной планеты занимал огромный океан. Ученый проанализировал 52 известных места марсианской поверхности, на которых были отмечены детали, говорящие о наличии в древности воды. Поскольку 29 из них находятся на одинаковой высоте относительно друг друга, это дало повод предположить наличие обширных водных пространств на Марсе в древности. По оценке Хинека, общий объем такого океана составлял 124 миллиона кубических километров.

Не исключено, что климат и общие условия на Марсе 3,5 миллиарда лет назад позволяли там развиваться живым организмам. По мнению исследователей, тогда Марс представлял собой планету с умеренным климатом и теплыми морями. Причины исчезновения воды с планеты пока точно не известны. Одной из распространенных версий является исчезновение гидрид в ядре планеты и отключение магнитного поля Марса. Из-за этого планета не смогла удержать атмосферу, которая улетучилась в космическое пространство.

Аппарат Phoenix сфотографировал под собой слой льда, с которого при приземлении зонда сдуло почву. Фото: NASA