ВсеВесь раздел

На Титане есть жизнь

5 июня 2010 г.
New Scientist/InterRight/NASA

Космический зонд "Кассини" передал на Землю новые сведения о спутнике Сатурна - Титане. На их основе ученые сделали предположения, что на Титане могут существовать примитивные формы жизни вроде микробов, потребляющих водород и ацетилен.

О том, что происходит на поверхности Титана, скрытой густой атмосферой, до сих пор точно не известно. Однако данные по процессам в самой атмосфере спутника Сатурна с 2004 года ученым на Земле передает зонд "Кассини", запущенный совместно NASA, европейским космическим агентством ESA и космическим агентством Италии ASI.

Последние исследования зонда показали, что в атмосфере Титана странным образом зафиксировано очень низкое содержание водорода и ацетилена. Оба этих газа образуются в атмосфере планетоида благодаря солнечному излучению. Руководитель научной части проекта "Кассини" Роджер Кларк предположил, что низкий уровень содержания обоих газов свидетельствует о том, что их кто-то потребляет.

По мнению Даррела Штробла из Университета Хопкинса (Балтимор, США), водород и ацетилен попадают на поверхность Титана, где их потребляют микроорганизмы. По его оценке, только этим можно объяснить аномально низкое содержание этих газов в атмосфере Титана.

Напомним, ученые еще с 2005 года подозревали наличие таких микроорганизмов на Титане, который по своим размерам весьма близок к Земле. Однако до сих пор у исследователей не было достоверных фактов, которые могли бы свидетельствовать об этом. Впрочем, нынешние выводы астрономов также нуждаются в проверках.

Титан достаточно регулярно преподносит ученым новые открытия. В декабре 2009 года на Титане зонд "Кассини" и ученые из Германского центра воздушных и космических полетов (DLR) открыли огромное метановое озеро размером с Каспийское море. Его площадь оценочно составила около 400 тысяч квадратных километров.