"Атлантис" стартовал в последний раз в космос

15 мая 2010 г.
AP/AFP/InterRight/AFP

Вечером в пятницу многоразовый шаттл "Атлантис" успешно стартовал с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Это последний полет этого космического челнока. До конца года США отправят на орбиту "Дискавери" и "Эндевор", после чего полеты шаттлов прекратятся.

На борту "Атлантиса" находится экипаж из шести человек - пятеро американцев и один англичанин. Челнок доставит на борт Международной космической станции (МКС) на орбите научное оборудование и продукты питания. После этой миссии челнок, вероятно, будет продан либо частному коллекционеру, либо поставлен в один из музеев.

"Атлантис" был введен в эксплуатацию в 1985 году и сейчас выполняет уже 32-й полет в космос. Этот челнок был первым американским многоразовым кораблем, который состыковался в 1995 году с российской орбитальной станцией "Мир".

"Атлантис" уже был 10 раз на Международной космической станции (МКС), а всего этот шаттл выполнил успешно 31 миссию. В этом году США отправят еще по разу на орбиту два других своих многоразовых корабля - "Эндевор" и "Дискавери". С ноября 2010 года полеты шаттлов окончательно прекращаются и единственным перевозчиком космонавтов и грузов к МКС остается российской "Роскосмос".

Напомним,  при президенте Джордже Буше NASA планировала уже к 2012 году отказаться от работы на Международной космической станции (МКС), сосредоточившись на проекте полета к Луне и затем к Марсу. Барак Обама сместил акценты: США не стали отказываться от участия в финансировании станции. Более того, с конца 2010 года NASA прекращает полеты своих челноков к МКС и функции единственного перевозчика переходят к российскому Роскосмосу.

Планы Обамы встретили жесткую критику со стороны ряда известных астронавтов. Нил Армстронг, Юджин Сернан и Джеймс Ловелл бывшие, соответственно, командирами кораблей "Аполлон-11", "Аполлон-13" и "Аполлон 17", в апреле опубликовали в открытой печати свое обращение с критикой планов администрации Белого дома. Обращение астронавты приурочили к посещению Бараком Обамой центра космических полетов имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде.