Археоптериксы не умели летать

15 мая 2010 г.
Spiegel/InterRight/Science/DPA

Группа ученых из Университета колледжа Дублина и Университета Манчестера доказала, что первые прото-птицы - археоптериксы вообще не умели летать. Из-за мягкого оперения они могли, максимум, только планировать на несколько метров.

Жившие 135 - 155 миллионов лет назад археоптериксы считаются одними из первых существ, которые отклолись от динозавров и приобрели часть черт современных птиц. Однако и ранее большинство палеонтологов скептично оценивали возможность этих существ к полету. Сейчас такое представление было научно доказано. Ученые Гэри Дайк из Университета колледжа Дублина (Ирландия) и Роберт Надс из Университета Манчестера (Великобритания) выдвинули предположение, что оперение этих животных было слишком мягким, чтобы удерживать тело археоптерикса в воздухе.

В опубликованной в журнале Science статье  они доказывают, что перьевой покров археоптериксов был примитивным, а сами перья - мягкими.

- "Наш анализ и сравнительные опыты в лаборатории показали, что с таким перьевым покровом летать археоптериксы точно не могли. Максимум - это перепрыгивать с дерева на дерева, иногда планируя", - отметил Роберт Надс.

Напомним, совсем недавно американские исследователи из Йельского и Стенфордского университетов нашли способ, как увидеть реальное оперение археоптериксов. Они стали фотографировать окаменевшие останки этих животных в рентгеновских лучах.

Исследователь Уве Бергман облучил окаменевшие остатки археоптерикса возрастом в 150 млн лет рентгеновским излучением, благодаря которому остатки фосфора и серы, содержавшиеся в перьях животного, стали видны. По словам ученого, рентген помог увидеть мельчайшие детали оперения древних прото-птиц.

По мнению палеонтолога Дерека Бриггса из Йеля, новый метод является настоящим прорывом в науке, поскольку позволяет точно и в деталях восстановить оперение археоптериксов. Работа Дайка и Надса связана с исследованием американских ученых и позволяет достаточно точно восстановить облик археоптериксов, которых можно считать первыми прото-птицами на Земле.