Вы здесь

Вулканический пепел нашли с большим трудом

InterRight/DPA/Reuters

Германский центр воздушных и космических полетов опубликовал первые данные исследования концентрации вулканического пепла в атмосфере Европы. Следы пепла были обнаружены на высотах 0,5-1,5 и 8-10 километров, а его концентрация в воздухе оказалась меньше, чем песка из пустыни Сахара.

Напомним, 19 апреля самолет Falcon 20  с научным оборудованием на борту, принадлежащий германскому центру воздушных и космических полетов (DLR), совершил тестовый полет на высотах от 1 до 11 километров. С помощью аэрозольного анализа ученые пытались установить, какова концентрация вулканического пепла сейчас в атмосфере Европы. 20 апреля ученые подтвердили, что концентрация пепла весьма различна, и пока они не готовы предоставить более подробную информацию.

К вечеру вторника DLR опубликовал более подробные данные. Как оказалось, анализ показал, что частицы пепла заметны лишь на высотах в 8-11 километров, а также они были обнаружены на высотах в 0,5-1,5 километров.

Результаты аэрозольного анализа наличия частиц пепла в атмосфере. Фото: IfT Leibniz

При этом выяснилось, что концентрация частиц пепла в атмосфере Европы мизерна. Так, аэрозольный анализ Университета Гогенхайма (Германия) показал, что плотность частиц песка, принесенного ветром из Сахары в Европу более заметна, чем концентрация частиц пепла от извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль:

Песок из Северной Африки более концентрирован в атмосфере Европы, чем пепел от исландского вулкана. Фото: Universität Hohenheim

 

По сообщению DLR и немецких ученых, концентрация пепла от извержения вулкана в целом не превышает аналогичных показателей содержания африканского песка. Измерительная лаборатория в Лейпциге подтвердила, что содержание пепла на высоте 4-5 километров составляет лишь 60 микрограмм на кубический километр.

Между тем, основная часть пепла от исландского вулкана находится либо выше (8-11 километров), либо ниже (от 0,5 до 1,5 километров в среднем). Концентрация пепла в этих слоях сейчас устанавливается, однако ученые не ждут особенных сюрпризов.

Напомним, что исландский вулкан Эйяфьятлайокудль 14 апреля начал повторное извержение. 15 апреля из-за угрозы облака пепла были прекращены полеты над Великобританией, а с 16 апреля практически все страны Европы - включая всю Скандинавию, северную, центральную и отчасти южную части континента - закрыли для полетов свое небо.

Запрет на полеты был основан на компьютерной модели последствий извержения вулкана в центре исследования вулканов в Лондоне (Vulcanic Ash Advisory Centre). Однако уже к 19 апреля стало понятно, что эти данные нуждаются в подтверждении. Полеты сначала немецких, а затем и французских научных самолетов уже дали первые результаты. Полеты самолетов в большинстве стран Европы возобновились лишь 20 апреля. 

Общий убыток европейских авиакомпаний от прекращения полетов в течение нескольких дней составил около 1 млрд евро. На 19 апреля были отменены уже 63 тыс. рейсов, а потери перевозчиков составили около 700 млн евро. За все время действия запрета было отменено около 100 тыс. рейсов, более 8,2 млн пассажиров потеряли свои билеты. Сотни тысяч людей вынуждены были ночевать несколько суток в аэропортах. Ряд авиакомпаний намерен теперь требовать с Евросоюза компенсации за понесенный ущерб.

Из-за угрозы вулканического пепла большинство мировых лидеров отказались также прилететь на похороны президента Польши Леха Качиньского 18 апреля в Кракове (Польша).

Еще по теме:

Немцы ищут пепел над Европой

Германские ученые совершили первый полет на самолете Falcon для исследования облака пепла от извержения вулкана Эйяфьятлайокудль. Результаты измерений пока не раскрываются, но о серьезной концентрации пепла в атмосфере речи нет.

Железные дороги заработают благодаря вулкану

От запрета авиаполетов в Европе из-за извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии выиграли железнодорожные компании. Немецкая компания D-Bahn увеличила выручку за последнюю неделю на 30 процентов.

Ущерб от вулкана Эйяфьятлайокудль оценили в 5 миллиардов долларов

Общие потери  мировой экономики от извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль составил около 5 миллиардов долларов. Такие данные огласили в Пекине исследователи из Оксфордского университета.

EasyJet готовит иск против европейских бюрократов

Второй по величине авиационный дискаунтер Европы - компания EasyJet - намерена обратиться в суд с иском против регулирующих органов Евросоюза. Компания намерена потребовать компенсацию за запрет на полеты из-за извержения вулкана.

Ученые пошли на штурм Эйяфьятлайокудля

Запрет на полеты гражданской авиации из-за извержения исландского вулкана базируется целиком на результатах компьютерного моделирования в центре исследования вулканов в Лондоне. Ученые намерены сделать несколько облетов Эйяфьятлайокудля и установить, насколько опасен его пепел.

Авиакомпании подсчитали убытки

Генеральный директор Международного союза авиаперевозчиков Джованни Бисиджани определил совокупные потери авиакомпаний Европы от запрета на полеты 15-21 апреля в 1,7 млрд долларов. Общие же потери отрасли составят около 2,2 млрд долларов.