Без переводчиков (о чем поговорили лидеры двух Корей)

Главный итог переговоров — Пханмунджомская декларация о мире, процветании и объединении Корейского полуострова.

В документе говорится, что общей целью двух стран является проведение процесса денуклеаризации на Корейском полуострове и что Сеул и Пхеньян прекращают все враждебные действия в отношении друг друга.

Стороны вроде бы намерены наконец подписать мирный договор (с 1953 года действует перемирие).

Вообще, денуклеаризация — постоянная тема межкорейских отношений вот уже почти полвека. И надо признать, что это мощный козырь в руках Севера, которым он всегда шантажировал Юг, а с недавнего времени — США.

Достаточно сказать, что встреча Дональда Трампа с Ким Чен Ыном стала возможной, потому что 21 апреля КНДР объявила мораторий на ядерные испытания. И это еще одна дипломатическая победа Пхеньяна над Вашингтоном после общекорейской спортивной команды на зимней олимпиаде в Сеуле, созданной по инициативе молодого лидера.

Впрочем, в 1985 году Михаил Горбачев, помнится, тоже объявлял мораторий, но на американцев инициатива впечатления не произвела. Для них это не жест доброй воли, а результат их политики давления.

Уверен, что Ким Чен Ын учел чужой опыт. Его мирные инициативы производят благоприятное впечатление на всех, кроме американцев и японцев, которые предпочли бы конфронтацию и победу, а не компромиссы.

Его готовность к переговорам как с Югом, так и с США стала полной неожиданностью для всех. Отец и дед были куда упрямее в отстаивании всепобеждающих идей марксизма-ленинизма (или чучхе, если излагать их в местной трактовке).

Более того, Ким Чен Ын демонстрирует удивительную гибкость. И дело тут вовсе не в санкциях — под санкциями КНДР находилась постоянно. На мой взгляд, он действительно хочет эволюционных изменений в стране, об этом говорят не только его слова, но и дела. Однако торопиться не хочет. Да ему и некуда спешить.

Полагаю, он ждет уважения к своей позиции прежде всего от США. Если бы не обязательное участие американцев в процессе корейского урегулирования, дело пошло бы куда быстрее и уже, возможно, завершилось объединением. Во всяком случае, идея конфедерации была зафиксирована еще в 2000 году в Совместной декларации Юга и Севера.

В этот раз корейцам, скорее всего, тоже помешают восстановить единую страну. Причина проста: если это случится, элементы ПРО, размещенной в Южной Корее и направленной якобы против Северной, придется демонтировать и вывозить. Или честно признать, что на самом деле США присматривают за Китаем и российским Дальним Востоком.

Тем не менее, я почти уверен, что Ким Чен Ыну удастся начать сближение с южанами, хотя бы экономическое, в котором КНДР нуждается. Чтобы регулярно получать помощь, что-то вроде «ножек Буша», и при этом не поступаться принципами. А там как пойдет.

Программа-минимум Пхеньяна — выйти на прямые переговоры с Сеулом без посредничества Вашингтона. Довольно сложная задача, учитывая, что корейцы хотят подружиться, а американцы — поприжать Китай, для чего им нужно нагнетать обстановку на полуострове.

Но, откровенно говоря, я все с большим интересом наблюдаю за тем, как в последние месяцы Ким Чен Ын элегантно обводит Дональда Трампа вокруг пальца. Думаю, он преподнесет еще немало сюрпризов.

Источник: https://pavel-shipilin.livejournal.com/817643.html