Зарубежная недвижимость чиновников и депутатов

Российские политики совершенно не торопятся избавляться от своей недвижимости за границей. Судя по обязательным декларациям доходов и имущества членов правительства и их семей, за этот год только шестеро из них расстались со своими зарубежными активами.

Как правило, наши народные избранники записывают иностранную недвижимость не на себя, а на членов своих семей, что тоже с недавних пор подлежит отчетности. И даже среди этих 6 «порвавших связь с заграницей» политических деятелей, половина из них, судя по декларациям, лишились не столько недвижимости, сколько супругов, на которых она была оформлена.

На жену депутата Владислава Резника, первого заместителя председателя Госдумы по финансовым рынкам, была оформлена квартира в Штатах площадью 224 м2, теперь в декларации супруга с этой квартирой не указана вовсе.

Таким же образом из декларации единоросса Александра Ремезкова вместе с женой «исчезла» 76-метровая квартира в Австрии с прилегающим земельным участком площадью 1211 квадратных метров. По документам, из земельных участков, теперь ему принадлежат только 2 дачи в России.

Так же ни жены, ни оформленной на нее недвижимости больше нет в декларации депутата «Единой России» Балана Хамчиева. Раньше на его супругу была оформлена квартира в Арабских Эмиратах, площадью 174 квадратных метров. Теперь же на Хамчиева оформлена только российская недвижимость – земельный участок площадью 2000 м2 с «объектом незавершенного строительства» площадью 412 м2.

И только три депутатских семьи, если верить их декларациям, действительно избавились от иностранной недвижимости.

Раньше у супруги единоросса Анатолия Выборного была дача в Черногории – участок площадью почти 10 соток, с домом, занимающим половину этой площади. В свежей декларации, эти владения больше не указаны. Сам депутат прокомментировал продажу этой недвижимости участием во внутрипартийных выборах «Единой России». По внутренним правилам партии, участие в этом праймеризе допустимо только при отсутствии заграничных активов.

Там же, в Черногории, от квартиры площадью 133 м2, оформленной на жену, решил избавиться член Совета Федерации от Ивановской области Владимир Бочков. Теперь, судя по официальному отчету, за семьей депутата вообще не числится никакой недвижимости.

И другой сенатор, от Самарской области, Сергей Мамедов продал свою квартиру в Эстонии, площадью 89 квадратных метров, мотивируя это не политическим шагом, а тем, что ему удалось продать эту квартиру дороже, чем он сам ее купил.

И на этом, список депутатов, избавившихся от иностранной недвижимости, заканчивается. Многие наоборот, успели за год обзавестись новыми владениями, в основном в США и Великобритании.

Например, за женой депутата «Справедливой России» Сергея Петрова, управляющего сетью автомобильных салонов «Рольф», теперь числится участок в Штатах, площадью в 34 гектара. Сам политик воздержался от комментариев, касательно этого семейного капиталовложения.

Там же, в США, появилось жильё и у Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Владимира Путина. Собственность оформлена на его новую супругу, фигуристку Татьяну Навку. Они поженились в августе прошлого года. Этот дом, площадью 126 м2, в штате Нью-Джерси, приобретенный российской звездой фигурного катания за 930 тысяч долларов, ранее упоминал в своем блоге Алексей Навальный. Теперь эта недвижимость появилась и в официальной декларации Пескова.

У жены российского предпринимателя Михаила Абызова, занимающего пост координатора движения «Открытое правительство» с 2012 года, успешной бизнес-леди Екатерины Сиротенко, появилась новая собственность в Великобритании. Сам Абызов считается самым состоятельным членом российского правительства, за 2015 год его доход составил чуть меньше полумиллиарда рублей, что в два раза больше его дохода в позапрошлом году.

За семьей Абызова, олигарха при правительстве РФ, в Великобритании уже числилась квартира, площадью свыше 340 м2, находящаяся в пользовании его жены и детей. Теперь же, к этим «хоромам», добавился новый просторный дом, площадью 211 м2, оформленный на них же.

На вопрос об этой покупке, представитель Абызова возмущенно ответил, что это недвижимость не самого госслужащего, а его супруги, и такое приобретение – ее личное дело. Но у нас и наших сограждан несколько иное мнение на счет деятельности семей «слуг народа».

В декларациях остальных членов правительства хоть и не появлялось новых объектов недвижимости за границей, но и от прежних владений они избавляться не спешат.

По результатам исследования деклараций членов правительства, наибольшей популярностью среди российских чиновников пользуется жильё в Швейцарии, Болгарии, Испании, США, Великобритании и Италии.

В Швейцарии недвижимость имеют вице-премьер Ольга Голодец, депутаты Борис Зубицкий («Единая Россия»), Валерий Гартунг («Справедливая Россия») и член совета федерации от Генпрокуратуры Андрей Клишас. Суммарная площадь швейцарской собственности во владении российских чиновников превышает 1,5 тысячи квадратных метров.

В Болгарии недвижимостью владеют семь членов правительства: Советники Федерации Игорь Чернышенко и Евгений Алексеев – от Мурманской области и Ненецкого автономного округа соответственно; депутаты: Михаил Берулава (КПРФ), Сергей Вострецов – лидер «Трудовой партии России», Дмитрий Гудков («Справедливая Россия»), единоросс Сергей Кузин; а так же министр труда Максин Топилин. Общая площадь собственности российских политиков в Болгарии составляет 642 квадратных метра.

Причем, Сергей Вострецов, имея сразу две квартиры в Болгарии, ранее изъявлял намерение избавиться от них и переехать в Крым, но в новом отчете эти квартиры за ним по-прежнему числятся.

По каким-то причинам, Испанию очень любят единороссы. По крайней мере, недвижимость там имеют Аркадий Пономарев, Александр Брыскин, родственники Владимира Поцяпуна, жена Николая Валуева, жена Умахана Умаханова (представитель ЕР в Дагестане), а так же семья Андрея Макарова – все они относятся к партии «Единая Россия».

Так же дома в Испании есть у супруги министра образования Дмитрия Ливанова и сенатора от Игнушетии Умахана Умаханова. Суммарная площадь испанской недвижимости, принадлежащей членам российского правительства, составляет около трех тысяч квадратных метров.

Николай Валуев раньше заявлял, что они с женой не хотят быть связанными с другими странами, продали квартиру в Германии в прошлом году, но дом в Испании почему-то до сих пор закреплен за ними.

Собственность в США, помимо упомянутых выше Сергея Петрова и Дмитрия Пескова с его женой, есть и у прославленного российского хоккеиста, Советника Федерации от Приморского края Вячеслава Фетисова. Ну как – собственность, земельный участок, площадью в 2 гектара, на котором стоит вилла, площадью 1200 м2. Плюс, просто огромная квартира – 220 квадратных метров.

Сам Фетисов объясняет это тем, что, во-первых, нет такого закона, который прямо запрещал бы сенатору иметь недвижимость в Штатах, а эту собственность он никогда и не пытался скрывать, задекларировал еще с момента покупки. Во-вторых, эти владения у него появились еще тогда, когда он профессионально занимался хоккеем и выступал в «NHL». И вообще, он прожил в США более 14 лет, и очень многое связывает его с той страной, «что не мешает ему заботиться о нашей стране».

Таким образом, суммарная площадь недвижимости в США у членов российского правительства (~27800м2), существенно превышает суммарную площадь недвижимости российских чиновников в других зарубежных странах.

В Италии российским чиновникам суммарно принадлежит около 12300 квадратных метров жилья, что ставит эту страну на второе место по площади собственности во владении членов правительства нашей страны. К ним относятся испанский дом Советника Федерации от Курской области Виталия Богданова (350 м2) и земельный участок сенатора от Сахалинской области Александра Верховского (2630 м2).

Домом в Италии, площадью 818 м2 владеет министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Но больше всего итальянской земли находится в распоряжении семьи зампреда правительства РФ Александра Хлопонина – 8224 м2.

Согласно новым декларациям, помимо упомянутых госслужащих, разнообразной недвижимостью за границей обладают сотни других российских чиновников, в 26 странах дальнего зарубежья.

По словам советника партии «Единая Россия», политолога Дмитрия Орлова, нынешнее законодательство, запрещает членам российского правительства владеть за рубежом финансовыми ресурсами, к которым относятся иностранные активы коммерческих фирм, ценные бумаги, акции и облигации. Но закон не распространяется на недвижимость за границей, она просто должна быть задекларирована, даже если принадлежит не самим чиновникам, но и членам их семей. Чем вышеупомянутые политики и пользуются.

Однако, в партии «Единая Россия», недавно установили новый фильтр для участия во внутрипартийных голосованиях – чиновники должны избавиться ото всех иностранных активов, в том числе и недвижимости, чего делать, как видим, все равно не особо спешат.

Дмитрий Орлов считает, что единороссы, которые все равно останутся при своих зарубежных активах, будут постепенно «вымыты» из партии, но эта процедура будет проводиться без лишней спешки.