Фирмам — подрядчикам, которые помогли американским спецслужбам разработать и применять «качественные методы допроса», в том числе имитацию утопления подозреваемых, было выплачены более 80 млн. долларов. Сведения об этом содержатся в докладе комитета Сената США по программе допросов ЦРУ, опубликованном во вторник.
Как пишет NBC News, договор был заключен на более чем $ 180 млн, но подрядчики получил только $ 81 млн. Контракт был расторгнут в 2009 году. Хотя Комитет упомянул только псевдонимы разработчиков пыток, NBC News ранее идентифицировали их как фирму Mitchell, Jessen & Associates из Спокан, Вашингтон, которой управляют два психолога, д-р Джон «Брюс» Джессен и д-р Джеймс Митчелл. Ранее оба работали в ВВС США.
В докладе говорится, что пыточных дел мастера не имеют «специальных знаний в сфере борьбы с терроризмом и не имеют другой соответствующий культурный или языковой опыт».
Свой первый контракт с «психологами» ЦРУ заключило в апреле 2002 года, вскоре после захвата видного исламиста Абу Зубайду. Если верить отчету Сената, компания-исполнитель «разработала список расширенных методов допроса и ее представители лично проводили допросы некоторых наиболее значимых задержанных ЦРУ, используя эти методы».
Через несколько дней после найма экспертов в области пыток ЦРУ запросило Министерство обороны для них «список методов допросов, которые были эффективны против американцев». Работа с Mitchell, Jessen & Associates, ЦРУ разработали около 20 приемов пытки — список, который был в конечном счете сокращен до 10 потому, что некоторые из предложенных методов считались слишком суровым даже для террористов. Пытки включали утопление, лишение сна и принуждение заключенных предположить «стресс позиции».
Высокопоставленный представитель ЦРУ Джон Риццо отметил, что разработки «психологов» были «садистскими и страшными». Один из методов, пишет он, был «таким ужасным, что Министерство юстиции позже воздержался от его утверждения». В частности, Митчелл и Джесен предложили достоверно имитировать похороны заключенного заживо, если он не говорил.