Снова о методах модернизации

В эти дни каждая из половин Тандема снова произносила заклинания об индустриализации (Путин №1) и модернизации (Путин №2). Медведев привычно звал инвестиции в страну и пророчил очередной виток либерализации по-пиночетовски («Всё взять и поделить — среди своих»).

Но понятно, что инвестиции в полунищей стране уйдут только в т.н. «портфельные инвестиции» (спекуляции на фондовом рынке) и сырьевые отрасли. Народу от них ни тепло, ни жарко. И путинская индустриализация — опять что-то на десятилетия вперёд планирует — опять же нынешнему поколению ни тепло, ни жарко — ему всё это сейчас нужно, а не через 20-25 лет (ага, знаем, проходили — при Сталине корячились в лагерях, а на свободе за гроши — чтобы получить дефолт по принудительным займам в 1958-м; потом Гайдар отнял вклады в Сбербанке; история РИ-СССР-РФ показывает, что простому народу никогда нельзя верить властным обманкам, призывающим горбатиться сейчас, чтобы что-то получить потом; в общем, сегодня аванс — завтра начинаем работу).

Но на самом деле надо сделать простую вещь, чтобы запустить маховик потребительской экономики (о Химкомбинатах и урановых рудниках вот пусть на потом и планируют). Это повысить доходы населения, в первую очередь его самой бедной доли (это где-то 40-60% населения). К примеру, МРОТ в России 115 евро в месяц, а в Португалии, которую так стремится догнать индустриализатор Путин — чуть больше 500 евро.

Сделайте МРОТ хотя бы 350 евро (14 тысяч рублей), и пенсии на таком же уровне (вместо 160-180 евро). Стипендии вместо 30 евро — хотя бы 100. Учителям и врачам с нынешних 300-400 евро в месяц поднимите хотя бы до 600-700. Ну и остальным бюджетникам — от почтальонов до лесников.

40% трудоспособного населения — это около 30 млн. человек (от 80 млн. трудоспособных). 2-3 тысячи евро в год на каждого — это всего 60-90 млрд. евро в год. И на пенсионеров 40-50 млрд. евро. Т.е. 100-140 млрд. евро. Примерно столько же «утекает» каждый год из России + тратится на сверхпотребление верхнего 1% россиян (это я к тому, чтобы в комментариях не отвечать на либералистические завывания эксплуатируемых компрадорами — «денег нет»; ага, в аграрной Португалии есть, а в РФ нет).

Эти деньги от бедняков потекли бы на потребительский рынок — в продовольственные магазины, аптеки, парикмахерские, на рынки стройматериалов, и т.п. Ну и дальше цепочка потянется от сферы услуг в отрасли экономики — пищевую, текстильную, фармацевтическую, стройматериалов, и т.д.

В США ровно также работает цепочка — от помощи государства беднякам до различных секторов экономики. На БФМ.ру пару лет назад мы писали об этом, о продовольственных талонах в США:

«По оценкам министерства сельского хозяйства, курирующего SNAP, каждые 5 долларов расходов из сумм этих пособий трансформируются в 9,2 доллара на уровне экономики в целом. Деньги с продовольственных карт списываются при покупке продуктов питания, ритейлеры и продавцы платят работникам и поставщикам, которые, в свою очередь, далее тратят эти суммы в магазине, вносят коммунальные платежи и т. д. Так средства правительства возвращаются в оборот и увеличивают сумму потребительских расходов, на долю которых в структуре экономики США приходится около 70%»:
http://www.bfm.ru/articles/2009/07/14/programma-produktovyh-posobij-ssha.html

Но понятно, что у власти 2 резона не оказывать помощи беднякам: олигархат (из того же кооператива «Озеро») никогда не позволит залезть к себе в карман; бурное развитие экономики для бедных порождает ответственный средний класс — всех этих лавочников, стоматологов и фермеров. А средний класс в сырьевой стране нужен только зависимый от обслуживания верхнего 1% (компрадоров и их верхней челяди). Чтобы производили «смыслы» и «сигналы» с оглядкой на кормящего.