Как отделить Кавказ от России

Кто бы не убил Буданова, признанного военного преступника, этот случай явно плеснет еще бензину в костер межнациональной «дружбы» в России. Вообще же в нашей стране мало по какому вопросу существует общественный консенсус. Однако отделение Кавказа от РФ давно уже стало делом ясным: как свидетельствуют многочисленные популистские опросы на эту тему, абсолютное большинство проголосовавших однозначно выступает «за».

Например, соответствующий опрос издания «Новый регион» за декабрь прошлого года. Итоги, мягко говоря, не блещут новизной – 73% респондентов из почти 11,5 тысяч проголосовавших приветствуют отделение северокавказских республик от России. Категорически против – лишь 17%, остальные колеблются.

Можно провести еще сотни опросов, но результаты не сильно изменятся.

Перечислять причины, по которым большинство жителей страны именно так считает, бессмысленно. С точки зрения правозащитников, это рецидив русского фашизма, с точки зрения самих кавказцев – проявление великодержавного шовинизма, а в глазах русских и ряда других народов России Кавказ давно и прочно ассоциируется с «черной дырой», куда безвозвратно утекают миллиарды долларов, и откуда экспортируется криминал. Тем не менее, если даже в такой стране как Россия, где общественное мнение равноценно нулю, долгие годы существует подобное представление, это свидетельствует о серьезном процессе. И рано или поздно, он примет некое реальное очертание. Отрицать это глупо, даже если очень хочется обратного.

Кремлевская удавка на Кавказе

Интересно посмотреть, что предлагает Кавказу, ставшему давно самым проблемным регионом России, Кремль. Какие планы он с ним связывает, как он собирается решать его вопросы? При внимательном разборе становится ясно, и это удручает, что никак. Например, руководство Северокавказского федерального округа (СКФО) и администрация президента России исходят из примитивного постулата, что заманив на Кавказ частных инвесторов и влив туда еще бюджетных средств, регион удастся превратить если не в Швейцарию, то, по крайней мере, некую Словакию. Однако инвестициям нужны гарантии безопасности. В трех сценариях развития Кавказа до 2025 года, которые содержатся в правительственной стратегии, о том, как будет решена эта проблема, нет ни слова. Проще говоря, мечтатели из Пятигорска и Москвы даже не стали над этим ломать голову.

В итоге получается порочный круг – инвестиции могут решить проблемы Кавказа, но инвесторы не идут туда, поскольку это небезопасно, а навести порядок в тамошних республиках федеральный центр не может или не хочет. Или не знает, как. Поэтому все проблемы последние 10 лет бесхитростно заливаются потоком бюджетных средств. В 2010 году средний уровень дотационности субъектов федерации на Кавказе составил 66% (лидеры – Ингушетия 89% и Чечня 87%), а в чистом виде Россия вложила туда непосредственно более 6 миллиардов долларов (179 миллиардов рублей – не считая внебюджетных расходов). Это притом, что доля СКФО в российском ВВП составляет лишь 2,1%, в общероссийском объеме налоговых поступлений – менее 1%, внешнеторговом обороте РФ – 0,4%.

Забавным является также и то, что из-за деградации государственного аппарата на Северном Кавказе Кремль толком не владеет даже первичной статистической информацией о реальной экономике регионе. Легальная экономика на Кавказе практически мертва, в республиках существует огромная безработица, и при этом одновременно там процветает огромная теневая экономика, оценить объем которой практически невозможно. В конечном итоге стратегия Кремля последних 10 лет только усугубила проблемы Кавказа, превратив его в иждивенческий регион, элиты которого борются за распределение трансфертов из федерального бюджета. Часто с помощью боевиков и терактов, что уже давно никого не удивляет.

Тревожным звонком для Москвы и тех, кто считает, что подобную политику надо проводить и далее, является тот факт, что Россия уже физически не «тянет» Кавказ в нынешнем виде. В 2009-2010 годах президент Дмитрий Медведев и министерство финансов неоднократно давали понять, что северокавказским республикам надо повышать свою самодостаточность. И на 2011 год уже запланировано некоторое снижение трансфертов из федерального бюджета в республики региона. Причина заключается в том, что Россия – несмотря на второе место в мире по количеству миллиардеров, государство достаточно бедное, целиком зависящее от конъюнктуры цен на углеводородное сырье. Кроме того, помимо Северного Кавказа, у Москвы есть немало других «проектов», требующих внушительных инвестиций. Кроме зимней Олимпиады в субтропическом Сочи, бессмысленного саммита АТЭС во Владивостоке и так далее, крупные дотации федеральный центр выделяет ряду сибирских регионов (Камчатский край, Тува, Якутия, республика Алтай), а также полностью содержит «независимые» Южную Осетию и Абхазию. К примеру, только в 2011 году Москва вложит в Южную Осетию более 200 миллионов долларов (при реальном населении этой республики в 35-37 тысяч человек). Еще можно вспомнить Пенсионный фонд, дефицит бюджета которого составляет второй год подряд под 1 триллион рублей…

Сокращение выплат северокавказским республикам, таким образом, неизбежно. Но если оно произойдет, то это приведет к новому витку социального кризиса, росту терроризма и напряженности в регионе. Возможно, даже к новой войне. Получается снова замкнутый круг.

Западная Африка по-кавказски

Кавказ выгоден многим элитариям, ведь пропадающие в «черной дыре» финансовые потоки приносят сумасшедшие барыши. Россия спокойно отдает Китаю острова на Амуре, часть акватории Баренцева моря Норвегии или устами Дмитрия Медведева предлагает заселить Дальний Восток японцами. Но когда речь заходит о Северном Кавказе, то тут ради пары клочков земли Кремль готов плюнуть даже на принятый в 1991-1992 годах странами СНГ принцип нерушимости границ бывших советских республик. Получается, что Кремль будет удерживать северокавказские республики до последнего рубля, до последнего солдата и дееспособного еще гэбиста (не успевшего переехать в Лондон). До тех пор, короче говоря, пока не рухнет сама РФ.

Так что надежд на какое-либо конструктивное решение проблем Кавказа в нынешней России нет. Единственным способом, который мог бы теоретически как-то развязать этот гордиев узел является деколонизация Кавказа (отчасти она уже произошла за счет изгнания от этих республик русского населения – только из Чечни было изгнано до 300 тысяч русских и русскоязычных, еще от 20 до 40 тысяч убито) по примеру французской Западной Африки. Тут следует исходить из того, что республики Северного Кавказа уже достигли некоей приемлемой стадии развития своей государственности, и они могут перейти к ассоциированным отношениям с Россией. А затем – к формальной и фактической независимости. Такой путь выглядит логичным, тем более, что большинство населения Северного Кавказа не поддерживает идею одномоментного отделения от России.

Этот путь предполагает передачу полномочий на места, некоторую децентрализацию власти и, наконец, использование более современных методов управления, нежели архаические взаимоотношения в формате «вертикали», которые существуют сейчас. Самым плохим для националистов тут является то, что даже в этом случае Россия все равно будет должна оказывать финансовую и иную поддержку новым «государствам». Однако выгода этого пути заключается в том, что окончательную ответственность за их развитие будет нести уже не Москва, а местные политики. В конце-концов, даже неграм в Западной Африке удалось создать собственные, пусть и не всегда вполне «независимые» государства той или иной степени успешности. Неужели можно всерьез полагать, что европеоидное и на порядок более культурное население Северного Кавказа не достойно собственной государственности?

Источник: блог Толкователя