Как нигерийские «нашисты» смогли взять власть в стране

Силовики и «отцы нации» в Нигерии устроили систему так, что лишили губернаторов штатов власти и денежных потоков от продажи нефти. Последним ничего не оставалось, как создавать военизированные отряды из люмпен-молодежи – аналог российских «Наших», МГЕР и т.п. С помощью шантажа, диверсий и угрозы революции нигерийские «нашисты» заставили федеральный центр перераспределить в их пользу нефтяную ренту.

Описание этой ситуации дано в книге «Нефть. Газ. Модернизация общества» (Экономическая школа ГУ ВШЭ, 2010, 1000 экз.).

В Нигерии до недавних пор нефтяная рента оставалась в руках федерального центра – силовиков и контролируемых ими декоративных президентов. В президенты армейские генералы и местные чекисты ставили иногда совсем комичных персонажей – типа поэта Шеху Шагари (жаль, что тогда не было айфона и твитера, а то бы его вирши мы могли читать в «прямом эфире» в сети). Все было устроено так, чтобы президенты не мешали силовикам грабить страну. А грабеж в Нигерии процветал нешуточный. К примеру, генерал-президент Сани Абача в 1980-е годы вывез на личные счета в западные банки 12 млрд. долларов.

Как и нынешняя Россия, Нигерия – многонационалия (около 200 народностей), к тому же раздираемая противоречиями между штатами, в которых есть нефть, и в которых ее нет. Для достижения стабилизации местные владимиры владимировичи придумали отменить региональные выборы и назначать губернаторов (так вот откуда ноги растут у российской «вертикали власти»!). Причем губернаторы подбирались по принципу «чтобы был чужим для местных и иной религии». В мусульманский штат ставили христианина, в католический штат – адвентиста, и т.д. При этом полиция, охранка и армия напрямую подчинялись федеральному центру.

При этом штаты и, соответственно, губернаторов полностью лишили ренты от нефти и прочих сырьевых богатств. Вся экспортная выручка уходила нигерийским сечиным, и лишь 5% от выручки доставалось еще одной опоре «вертикали власти» – племенным вождям (нигерийским кадыровым). К примеру, в 2000 году вождь племени огони получил из бюджета на содержание своего двора 120 млн. долларов. Кроме того, вожди получили право на сбор на своих территориях «добровольных пожертвований» от бизнесменов (как правило, это откат в 10-15% от дохода фирмы).

Первые годы назначенные сверху губернаторы штатов слепо следовали воле федеральной власти: потихоньку гнобили народ, четвертовали лидеров оппозиции, выискивали экстремизм. Но потом, как любой власти в стране третьего мира, им захотелось денег. И тогда губернаторы стали создавать военизированные отряды из люмпен-молодежи, чтобы с их помощью шантажировать федеральный центр. Как и в России, эти организации накачивались идеологией, только не на основе поддержки «плана генерал-президента Бабангиды», а с требованиями «делиться надо!»

В общей сложности сейчас в таких отрядах находится до 500 тысяч человек, в среднем губернатор штата имеет 10-20 тысяч вооруженных «нашистов», и крутость местной власти определяется тем, сколько у нее штыков.

Основой для формирования таких соединений послужила оппозиционная группа «Движение за выживание народа огони». Она считалась прозападной и либеральной, примерный ее аналог в российской действительности – вместе взятые «Солидарность», Немцов, Навальный и Людмила Алексеева. Руководил этим движением известный на западе драматург Кен Саро-Вива. В 1995 году президент Сани Абачи казнил драматурга, а также всю верхушку Движения (еще 14 человек). Оставшихся без своего начальства молодых нигерийских либералов подобрали губернаторы дельты Нигера. Вручили им автоматы и рассказали, как надо мстить федеральному центру.

Партизанская война либералов оказалось успешной: после взрывов нефтепроводов, четвертования федеральных чиновников и захвата персонала западных нефтяных компаний «вертикаль власти» пошла на уступки членам племени огони и самому «Движению за выживание народа огони». Правительство положило им постоянную ренту (по слухам, около 50 млн. долларов в год).

Завидев такой успех борьбы с федеральным центром молодых боевиков, губернаторы начали штамповать отряды из молодежи. Уже к 2001 году в Нигерии действовали такие формирования «нашистов»: Egbesu Boys of Africa, Ijaw youth Council, Niger Delta volunteer force, Federated Niger Delta ijaw communities, и т.д. Формально они все заявляли своей целью борьбу «за традиционную Нигерию, без диктатуры генералов».

Уже к 2003 году молодежные отряды губернаторов только на контрабанде нефти имели 4-6 млрд. долларов в год. Еще около 0,5-1 млрд. в год в виде дани им платили нефтяные компании Shell и Shevron (официально это проходило как «добровольные пожертвования»).

Постепенно как эти отряды, так и губернаторов начали прибирать к рукам вчерашние африканские колонизаторы, понявшие, что легче договориться с местной властью, чем с федеральной. Восток Нигерии попал под влияние Франции – еще в 1970-е французы стали туда завозить католических миссионеров и «гуманитарные миссии», сформировавшие к нашему времени благоприятный фон для французов. Юг и Запад – это вотчины Англии. Бедный север Нигерии, в 1970-е считавшийся просоветским, перешел под контроль США.

В итоге губернаторы, ставшие самостоятельными и несменяемым фигурами, смогли добиться от федерального центра перераспределения нефтяного пирога. Сейчас доходы от нефти делятся так: 53% местному «Кремлю», 31,1% – в казну штатов, неизменные 5% – племенным вождям, остальное – округам местного самоуправления. Кроме того, федеральный центр финансирует Экологический фонд и Фонд развития добывающей промышленности, чьи отделения находятся под контролем местной власти.

Однако такое перераспределение доходов сильно ударило по бедным северным штатам, где нет нефти. В 2006 году в среднем трансферты в регионы составили 104 доллара на человека. Но в нефтяном штате Байелса этот трансферт был 509 долларов на человека, а в северном, сельскохозяйственном штате Кацина – всего 54 доллара.

При этом у губернаторов бедных штатов нет денег на содержание военизированных отрядов молодежи. А, к примеру, в нефтяных штатах Риверс и Дельта губернаторы могут позволить себе платить боевикам ежемесячную стипендию в 200 долларов.

Нашли, кстати, выход из такого нигерийского сепаратизма и западные нефтяные компании. Они планируют к 2020-25 годам добывать 80% нефти на шельфе, где объекты нефтедобычи недоступны для проникновения боевиков. Такое стремление западных нефтяников поддерживает и федеральный центр – он надеется, что тогда западники, как и прежде, будут заносить взятки и откаты в «одну пасть».

Несложно предсказать, что случится в Нигерии при реализации такого плана: оставшиеся без «стипендий» молодые боевики могут начать войну всех против всех. Возможно, на этом этапе Нигерия перестанет существовать как единое государство.

Источник: Толкователь