Президент Медведев неожиданно совершил «мужской» поступок и прогнал опального московского посадника, вместе с его Марфой-посадницей. Шаг, впрочем, вынужденный. Если бы президент проигнорировал категорическую позицию мэра и «утерся», это означало бы конец «политической системы 2004 года». Если сегодня президента позволено «посылать» главе Москвы – то завтра его «послал» бы любой другой губернатор в любом другом регионе.
По сути, со стороны Лужкова имела место попытка настоящей регионалистской революции: попытка отмотать политическое развитие РФ лет на 10 назад, к эпохе реальной федерации. Понятно, что попытка была обречена на провал. Раньше надо было суетиться, еще в период первого срока Путина. Лужков, как и большинство губернаторов «первого призыва», сами продали свое былое политическое могущество за чечевичную похлебку. А теперь мы, возможно, увидим, как и «похлебку» у них отнимают. Сдвинуть человека с поста хозяина Москвы гораздо труднее, чем оправить его потом «на каникулы к Ходорковскому».
Важно, что отставка Лужкова, по-видимому, не приведет к свободным выборам мэра Москвы, — исполняющего обязанности назначили из числа все той же «московской мафии». А это значит, что оппозиция, ратовавшая за отставку Лужкова, сыграла роль цепных шавок авторитаризма. Ничего «прогрессивного» с точки зрения демократии в этой отставке нет – наоборот, это очередной шаг к подавлению ростков регионализма в России. Надо понимать, что в тот момент, когда Лужков воспротивился воле Центра, он «на минутку» стал вождем российского регионализма, и долгом всякого сознательного регионалиста было оказать ему поддержку. Поражение Лужкова еще раз продемонстрировало абсолютное бесправие регионов, даже таких мощных регионов-доноров, как Москва, перед лицом федеральной власти. Потенциальные лидеры региональной фронды, я надеюсь, наконец-то поймут, что защищать свои позиции перед лицом Кремля можно только при активной и организованной поддержке местного населения. Попирая гражданское общество в своих регионах, подобно Лужкову, вы делаете себя слабыми и беспомощными.