Поговорим о личности Гагарина. У нас обычно все сводят к образу «Юрочки», улыбчиво-пустой насадки на коммунистическую ракету, стараясь не разбираться в том, что у Гагарина было как минимум три ипостаси: советский идеологический функционер, советский хозяйственный функционер и голливудская звезда. Разберем их.
Начнем с идеологии. То, что Гагарину в любом случае пришлось бы отрабатывать свой статус советский звезды — понятно. Но он взывал к советскому патриотизму, вращаясь в орбите комсомольского функционера Павлова, яростного «деревенщика», антизападника, антиинтеллектуала и коммунистического фанатика, которого современники сравнивали с Саванаролой. Именно Павлов работал над формированием имиджа Гагарина как тупого крестьянина, которому советская власть дала всё, и который является лучшим примером силы русской деревни в вечном советском споре с либеральным городом. Понимал ли Гагарин, что его образ, образ простого деревенского парня, улетевшего к звездам, используют для издевательств над интеллектуальным классом — большой вопрос. Высшее образование — инженерное — он получил лишь в 34 года, и то после приказа советского руководства об обязательном инженерном образовании. Умственный горизонт его был… не особо далеким, что всякий раз с удовольствием подчеркивал Павлов. Осознавал ли Гагарин свою двусмысленную идеологическую роль — неизвестно, но вот явного несоответствия продвигаемых им идеалов и реального образа жизни он точно не замечал.
Иначе говоря, сочиняя статьи «Пионер! Слушай маму и «Коловрат», сам Гагарин не слушал ни маму, ни «Коловрат». Простой пример: по наущению Павлова он выступил со статьей против вредителей, которые раздувают отдельные недостатки Советского Союза в снабжении населения. Мол, чо ноете, уроды, товаров хоть завались. Сам Гагарин при этом ездил на иномарке и жил в специально спроектированной квартире, явно не смущаясь тем, что, оппонируя рядовым жителям СССР про обеспеченность благами, сам он при этом относился к классу сверхнебожителей, даже высшие партийные функционеры жили хуже. Что это, крестьянская тупость или сознательная подлость? Другой пример, Гагарин в той же «Комсомольской правде» часто выступал на тему морали и нравственности, при этом в Звездном Городке блядство считалось самым легчайшим из грехов. Зафиксируем тот факт, что реальный Гагарин Гагарину газетному не соответствовал вообще никак.
Социальная роль Гагарина как депутата Верховного Совета от Гжатска (ныне переименованного в Гагарин) куда интереснее. В качестве партийного чиновника «на местах» Гагарин проявил себя как крепкий хозяйственник, использовавший свое влияние и свою известность для массовой реконструкции родного Гжатска. Зачастую лично пробивая поставки стройматериалов, он организовал возведение в Гжатске хлебобулочного комбината, молочного комбината, индустриально-строительного и множества других предприятий и жилых зданий. Гжатск всякий раз встречал Гагарина с восторгом, причем это был восторг не от его звездного статуса, а именно что от его реальной хозяйственной работы, способности отстаивать местные интересы на союзном уровне. Кроме того, Гагарин всегда приезжал в родной город с кучей подарков, обычно — из дефицитных вещей. Наконец, в качестве депутата он показал себя умным пиарщиком — в частности, он открыл приемную для гжатчан в Звездном Городке. Практического смысла в ней не было никакого, но каждый, побывавший в ней, чувствовал себя прикоснувшимся к чему-то великому и страшному, привязываясь к Гагарину еще больше. В отличие от плакатного образа пустого улыбаки, реальный Гагарин отличался способностью четко, продуманно и жестко выстраивать сеть влияния, используя все свои возможности. Несомненно, что если бы Гагарин дожил бы до Перестройки, то легко бы взял губернаторский пост, причем не как звезда, а именно что как крепкий хозяйственник и умный само-пиарщик. Думаю, что после первого губернаторского срока можно было бы говорить о президентских амбициях — все биографы Гагарина отмечают его амбициозность и болезненное отношение к собственному эго. Равно как и постоянное желание учиться — Гагарин много работал над своими ораторскими и актерскими навыками, став по сути идеальной заготовкой для мощного публичного политика в стране, где не было политики. Смотря сейчас на то количество сил, которое он вкладывал в работу над своим публичным образом и своей сетью влияния, начинаешь думать, что его реальный талант — политика — так и не раскрылся…
Наконец, советская селебрити и командир отряда космонавтов. Советский Союз и Павлов использовали Гагарина для продвижения коммунистической идеологии, но и Гагарин использовал их в ответ — причем так, что его поведение вызывало массовое недовольство простого народа. Чтобы представить жизнь в Звездном Городке (которым Гагарин командовал так, что его называли «мэром»), представьте… Голливуд. Молодые звезды-космонавты, элитные аппартаменты, дорогие машины, постоянная атмосфера праздника, вечеринки, перетекавшие в оргии (Гагарин более чем лояльно относился к нарушению «морального кодекса строителя коммунизма», сам будучи, если говорить современным языком, плейбоем) — в меморандуме КГБ Шелепин писал «Космическая программа стоила нам миллиарды, полет Гагарина — четыре миллиарда, а сколько нам стоят его приемы и вечеринки, не считал никто!». Чтобы понять реального Гагарина, надо понять тот факт, что он ездил на французской «Мадре Джет» (имея черную «правительственную» Волгу, предел мечтаний советского гражданина), от которой у прохожих просто ноги подкашивались. См понятное фото. Начав коллекционировать автомобили (В СССР! В ГРЕБАНОМ СССР!), «Юрочка» добился строительства специального 11-ти этажного дома для космонавтов, где героям Советского Союза полагались четырехкомнатные квартиры, причем главная комната была площадью в 30 квадратных метров — космонавты замечали, что им поначалу было неуютно жить в таком просторе после советских хрущеб. Далее, вечеринки в Звездном Городке Гагарин использовал как средство завязывать контакты, приглашая руководителей предприятий и других полезных людей в ближний космический круг, конвертируя свою популярность в доступ к всевозможным материальным благам. Показателен такой момент — когда появились первые женщины-космонавты, Гагарин возмутился отсутствием у них приличных платьев и лично вывез первых космонавток в закрытый отдел ГУМ, где с выражением Дона Дрейпера комментировал подбор вещей. При этом у входа в закрытый отдел ломилась толпа поклонниц, которым «Юрочка» чуть ранее сочинил статью про «шо вы бузите, в магазинах всё есть». Другой пример — Гагарин по блату организовал покупку дефицитного, с большой очередью, гарнитура для космонавтов, но когда космонавты подогнали грузовики и начали грузить мебель, в толпе простых покупателей пошел ропот: «Вы что сделали, чтобы по блату? Два раза в консервной банке вокруг земли объехали и всё?» (реальная цитата).
По правде сказать, бесстыдный образ жизни голливудских плейбоев (вплоть до обвинений в «дендизме») раздражал не только простой народ, но и самые широкие слои советского общества, от аскетических генералов-ветеранов ВОВ до партийного аппарата. Поэтому когда появился фильм-фельетон «33», в котором у советского гражданина обнаруживают 33-ий зуб, способный спасти все человечество, через что советский гражданин превращается в суперзвезду и начинает кататься как сыр в масле, все советское население поняло предельно прозрачный намек. Гагарин же пришел в ярость и использовал всё свое влияние, чтобы снять фильм с показа — его, как я отмечал уже ранее, отличала болезненная эгоистичность.
Составив эти три портрета, я хотел показать, что Гагарина можно подать и как советского патриота-деревенщика, и как крепкого хозяйственника, и как голливудского плейбоя, который в хвост и в гриву эксплуатировал свою славу, чтобы продолжать жить как на небесах. Именно третий образ кажется мне самым настоящим, самым реальным. Эндрю Дженкс, чью книгу я использовал при подготовке этого текста, пишет, что Гагарин был первым представителем поколения потребления в Советском Союзе — я склонен с ним согласиться. Выступая деревенским полудурком в партийной печати, в реальности Гагарин вел абсолютно антисоветский образ жизни, с шикарными машинами, грандиозными вечеринками и заграничными поездками. Советская власть вырастила идеального героя, после чего герой сделал то, что сделал бы любой нормальный человек: плюнул на нее с высокой горки, постаравшись отстроить кусочек капиталистического рая посреди социалистического ада. Это, мне кажется, закономерный финал идеального советского человека: оглядевшись вокруг и увидев, как живет реальный мир, он тут же отдирает от себя прилагательное «советский», становясь просто человеком.
Безумно жаль, что Гагарин то ли погиб, то ли его убили завидующие кегебисты, и мы не можем наблюдать его дальнейшую эволюцию в 90-ые — с его амбициями и его хваткой он бы, я думаю, начал бы с приватизации Звездного Городка, затем захват региональных позиций, а затем — поход в федеральную политику. И, может быть, нашим лидером был бы не сутулый от груза лжи бесцветный кегебист, а улыбчивый пробивной космонавт-денди, сумевший построить звездный Голливуд даже посреди хрущевского СССР….
Блог Егора Просвирнина
При подготовке текста использовалась книга Andrew Jenks — The Cosmonaut Who Couldn’t Stop Smiling: The Life and Legend of Yuri Gagarin
Поблагодарить автора можно переводом по реквизитам на http://sputnikipogrom.com/donate/