Получая букет цветов к 8 Марта, редкая представительница прекрасного пола думает о громких лозунгах и политических баталиях, сопровождавших появление этого праздника более столетия назад. Как ни парадоксально звучит, но к появлению дня весны и женственности приложили руку железные феминистки начала XX века.
Согласно одной из версий, начало празднику 8 Марта положил «марш пустых кастрюль», состоявшийся в этот день в Нью-Йорке в 1857 году. Вышедшие в этот день на улицы работницы текстильной промышленности требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и повышения зарплат. Правда, эта версия не находит документального подтверждения. Как считают историки, легенда родилась в годы борьбы за права европейских и американских женщин, чтобы отмежевать женский день от коммунистической идеологии. В реальности же события, легшие в основу 8 Марта, произошли в 1908 году, когда феминистки в том же Нью-Йорке провели митинг, требуя уравнять их в правах с мужчинами.
В 1910 году на конференции женщин-социалисток в Копенгагене пламенная революционерка-коммунистка Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день в память о нью-йоркских событиях. Планировалось, что 8 марта женщины будут проводить шествия и митинги, привлекая внимание общественности к своим проблемам.
В России Международный женский день отмечается с 1913 года. Сначала его связывали с событиями на Западе, но в 1921 году на Коммунистической женской конференции было решено праздновать 8 Марта в память об участницах петроградской демонстрации в феврале 1917 года, положившей начало Февральской революции. Это знаковое событие произошло 23 февраля по старому стилю (8 марта по григорианскому календарю).
Дню 8 Марта был предоставлен статус государственного праздника. Уже в первые годы советской власти началась подмена его смысла — с проблем гендерного равенства праздник переориентировался на классовую борьбу. На плакатах того времени 8 Марта назван Днем солидарности женщин-тружениц. И все же в 20-х годах прошлого века праздник все еще имел отчетливую связь с темой равноправия полов и использовался как возможность напомнить о проблемах, с которыми сталкивались женщины во многих сферах жизни.
Тема материнства в празднованиях 8 Марта появляется уже после Великой Отечественной войны. Из-за демографического кризиса, вызванного войной, в 1944 году был введен ряд государственных поощрений для многодетных и одиноких матерей (почетное звание «Мать-героиня», орден «Материнская слава» и медаль «За материнство»). На смену лозунгам о равенстве полов приходит одобрение гендерных различий, ставится особый акцент на их важности для общества. Идеологический образ женщины того времени — заботливая, любящая и верная жена и мать. Даже на плакатах того времени женщины изображаются более женствеными. Эта тенденция к поляризации гендерных ролей будет преобладать в государственной идеологии вплоть до развала СССР.
В начале 60-х в советская пропаганда активно использовала образ «свободной советской женщины». Открытки и плакаты того времени на тему 8 Марта пестрят изображениями улыбающихся женщин (часто с детьми) — представительниц разных рас и национальностей, заявляющих о своей солидарности в борьбе за мир и свидетельствующих о преимуществах социализма. Женский день повсюду проходит под бравурными лозунгами вроде: «Советские женщины — самые счастливые женщины в мире!» В трудовых коллективах празднование 8 Марта сопровождалось прославлением партии и правительства за заботу о женщинах и награждением передовичек производства.
Поворотным моментом в истории 8 Марта стал 1965 год, когда этот праздник был объявлен негосударственным выходным днем. С публичного пространства празднование было перенесено в частную сферу, в семью. Именно тогда и появилась традиция поздравлять женщин цветами, дарить им конфеты и разные приятные безделушки. Понятно, что в таком контексте официальная риторика о «женщине-труженице» стала неуместной, в то время как тема женщины-матери вполне гармонировала с духом семейного праздника. С конца 60-х 8 Марта все больше приближается по своему смыслу к Дню матери, а 1970-е годы закрепляют такую практику. Вошло в обычай устраивать утренники в детских садах со стихами и песнями в честь заботливых мам, а пресса в эти дни пестрела публикациями о матерях-героинях.
Перенесенный к семейному очагу, день 8 Марта все больше деполитизируется, постепенно превращаясь в праздник всех женщин. В конце 1970-х практика поздравлений учениками своих школьных учительниц дополняется новым веянием: мальчики начинают поздравлять своих одноклассниц. Веточка мимозы и мягкая игрушка становятся неотъемлемыми атрибутами женского дня. На советских открытках позднего времени массово появляются сказочные персонажи и игрушечные зверушки, а главной темой поздравлений и изображений становится весна. Весенние цветы и пейзажи знаменуют пробуждение природы и все меньше связываются с идеями феминисток начала ХХ века.