Чем отличаются москвичи от россиян

Жилищная рента делает москвичей более независимыми, чем остальных россиян, а также формирует готовность к протестным действиям. Впрочем, и по многим другим параметрам – продолжительности жизни, количеству лысых, жадных и злых – Москва не похожа на остальную Россию.

Центр стратегических разработок (ЦСР) и Академия народного хозяйства выяснили, чем москвичи принципиально отличаются от россиян, пишет 15 ноября газета «Ведомости». Результаты удивили самих исследователей, рассказал президент ЦСР Михаил Дмитриев на Гайдаровских чтениях: Москва — единственный регион, жители которого заинтересованы в защите их прав.

Московский рынок недвижимости стал центром вторичного перераспределения сырьевой ренты, сформировав новый класс собственников. Жилье — главный актив и имущественный критерий среднего класса, а доля доходов от собственности на пике сырьевого бума достигла 25% в структуре доходов москвичей (10% в среднем по стране), оплаты труда — снизилась до 30% (40%).

Добавим, что, по различным оценкам, из 3,5 млн. московских квартир сдается около 400-600 тысяч, около 200 тыс. квартир в аренду – в ближнем Подмосковье.

Особенность структуры доходов снизила зависимость и от властей, и от работодателей, а обладание рыночными активами резко усилило спрос на эффективное правовое государство как основное средство защиты собственности. Благодаря жилищной ренте у москвичей больше свободного времени, поэтому высокий спрос на отдых, развлечения и готовность к протестным действиям. Причем если у россиян вместе с доходами растет и лояльность власти, то у москвичей наоборот: чем выше доход, тем сильнее протестные настроения. При этом модернизационную риторику властей московский средний класс воспринимает скептически, сравнивая с кукурузной кампанией Хрущева.

Исследования социологов и статистиков, действительно, свидетельствуют о различиях в социальном и политическом поведении москвичей и россиян.

При этом россияне чаще наделяют москвичей негативными характеристиками, чем положительными.

В 2007 году ФОМ уже выяснил портрет москвича глазами россиян, вот как распределись характеристики:

Негостеприимный, недоверчивый — 3%.

Грамотный, эрудированный — 3%.

Человек, думающий только о себе — 3%.

Интеллигентный, не пьет, не плюется — 3%.

Живущий в бешеном темпе, в забеге за деньгами — 3%.

Ожирение от денег — 4%.

Наглый, нахальный — 6%.

Обычный человек с такими же проблемами — 8%.

Гордый и высокомерный — 9%.

Активный, деловой — 9%.

Богатый и состоятельный — 22%.

Затрудняюсь ответить, нет ответа — 32%.

Интересно, что на деле общаться с москвичами доводится менее чем половине россиян: 17% – часто, 31% – редко, а 40% вообще не приходится с ними сталкиваться.

Согласно исследованиям TNS Gallup, москвичи несколько иначе относятся к работе, чем жители провинции. В Москве на работу как на возможность в первую очередь заработка смотрят 54% человек. В то же время в «России 100+» (жители крупных российских городов) материальный стимул является главным для 60% респондентов, а с учетом малых городов – для 62%. Меньше половины москвичей (45%) считают лучшей такую работу, где можно меньше работать и больше получать. Среди россиян таковых (и в городах 100+, и в малых городах) около 52%. Вообще россияне кажутся несколько более жадными до успеха. Среди них больше тех, кто готов жертвовать многим ради карьеры, среди москвичей – меньше.

А вот в политическом отношении, наоборот, москвичи склонны к большему конформизму, соглашательсву с властью – и это уже прямо противоречит «свежим» данным ЦСР. Так, москвичи чаще уверены в том, что дела в стране идут в правильном направлении, нежели россияне в целом (31% против 25% соответственно). Столичные жители также более склонны позитивно оценивать экономическое положение России (17% против 10% соответственно). Что касается политической обстановки, то москвичи реже считают ее плохой (10% против 17% соответственно).

Отношение московской молодёжи к окружающей действительности более цинично, чем у их российских сверстников. Преимущественный тип московского молодого человека – «дарвинист». Этот поведенческий тип отличается своими сомнениями в том, что достоинство человека определяется в первую очередь его порядочностью. Их взгляды также отличаются большими сомнениями в человеческой благодарности — они не уверены, стоит ли делать добро, поскольку это не ценят и взаимностью не отвечают. Для них цель скорее всего оправдывает средство.

Существенна и разница в доходах москвичей и остальной России. Так, на июнь 2010 года номинальные среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения составили в столице 44 тысячи 124 рубля. А средние доходы россиян на эту же дату были 18 тысяч 685 рублей.

При этом даже такие доходы москвичей сильно не дотягивали до доходов жителей мегаполисов развитых стран. К примеру, доходы москвичей составляют всего 36% от нью-йоркского уровня (после выплаты американцами налогов).

Есть свой «портрет» москвича и у антропологов. По данным Института этнологии и антропологии РАН, среднестатистический москвич имеет рост – 175 сантиметров – и по этому показателю он почти не отличается от россиянина (176 см).

Вес москвича начала ХХI века – до 75 килограммов, размер одежды – 48-50, размер головы – 57.

Антропологи отмечают, что у столичных жителей меняются и пропорции тела, в основном за счет ног. Кроме того, длиннее становятся руки, увеличиваются стопы и плечи. Ученые связывают это с белковой пищей, так как чем больше человек ест мяса, яиц и рыбы, тем заметнее удлиняется. Ученые отмечают, что пропорции тела среднестатистической москвички также увеличиваются. Если в середине XX века жительница столицы носила 46 размер, то сейчас она носит 50-й.

На 4,2% в среднем москвичи быстрее лысеют, чем все остальные жители России. Это происходит из-за теплого, сырого климата. По этой же причине примерно треть из них рождаются аллергиками.

Интимная жизнь у москвичей весьма скромна. Среднестатистический женатый мужчина занимается сексом не чаще 2,6 раза в неделю. Однако, это все же чаще, чем в среднем по России. Остальные россияне занимаются сексом 2,3 раза в неделю.

Питаются москвичи неплохо. В 2009 году каждый житель столицы в среднем съел 85 килограммов мяса при норме 95 и около 20 килограммов рыбы, что близко к норме. Овощей и бахчевых культур употребил около 100 килограммов (вместо 146) и 79 килограммов фруктов и ягод (при рекомендованных 84).

При этом следуют помнить, что россияне в целом оценивают не коренных москвичей, а вчерашних россиян. Согласно данным российского Центра миграционных исследований, коренных москвичей, чьи прадеды тоже жили в столице, сейчас менее 2% – 150-180 тысяч человек. Почти половина жителей Москвы (47%) родились не в столице.

То, что Москва очень неоднородна по социальному, имущественному и пр. показателям, хорошо демонстрирует такой факт. Средний московский мужчина доживает до 67,3 года, при этом средняя продолжительность жизни у мужчин по России составляет всего 60,5 лет. Но настоящие аксакалы в России обитают в Центральном административном округе Москвы. Средняя продолжительность жизни мужчин здесь 70,4 года, а женщин – 78,8 года. Демографы объясняют этот факт тем, что в ЦАО Москвы проживают люди с высоким уровнем образования и достатка, у которых больше возможностей заботиться о здоровье. Это отчасти подтверждает тот факт, что на юге и юго-востоке столицы средняя продолжительность жизни мужчины на 2-3 года меньше, чем в целом по Москве (64-65 лет).

Источник: Блог Толкователя