Дочитал автобиографию Джорджа Хилла «Моя шпионская жизнь». Очень удивил вот какой момент. В 1918 году Хилл («Георгий Фёдорович Хиль») развернул на Украине партизанское движение против немцев-оккупантов. Штаб-квартира движения находилась в Москве. Тактика была такой же, какую позднее применяли советские партизаны в 41-44 годах.
К примеру, завербованные им бельгийские инженеры портили насосы, откачивающие воду из донбасских угольных шахт.
В 1941 году уже в чине бригадного генерала Хилл вернулся в Москву — снова организовывать партизанское движение. В частности, он работал на одной из секретных баз IV Управления НКВД под Можайском, руководимой знаменитым советским диверсантом Судоплатовым. К примеру, опекал разведчика Николая Кузнецова (этих «Кузнецовых» было несколько, один из них был немцем-коммунистом, бежавшим в СССР в начале 30-х).
Также Хилл и его люди руководили обучением советских разведчиков, которых затем через Англию забрасывали в немецкий тыл. В ноябре 1945-го Хилл покидает Москву, чтобы возглавить в Праге бюро по гражданской авиации.
«На этом его следы теряются. О дальнейшей судьбе Хилла, ставшего частным лицом, сведений не имеется«, — так заканчивается книга о нём.
Как я уже писал, в 1917-18 годах Хилли официально числился сначала советником Ленина по железнодорожному транспорту, а затем советником Троцкого по авиации. По России Хилли передвигался в вагоне Марии Фёдоровны — вместе со своим напарником полковником Бойлем, а также неким старовером Иваном — секретарём Марии Фёдоровны.