Любимый футбол Газпрома и РЖД: день скорби

Есть масса поводов поговорить о российском футболе. Например, феерический «недолет» любимого клуба «Газпрома» и наших нановеликанов – питерского «Зенита» — до вожделенной Лиги Чемпионов. Команда с безразмерным бюджетом и европейским тренером проиграла французскому клубу, представляющему город с 45 тыс. населения. Проиграла фактически без вариантов, 0:2, заканчивая матч вдевятером.

Конечно, неудачу можно списать на случайность. Однако из таких вот случайностей практически и состоит российская футбольная жизнь. Можно пересчитать по пальцам моменты, когда наши команды могли переломить ход неудачно складывавшегося матча или хотя бы «хлопнуть дверью». Гораздо более привычная картина – когда, столкнувшись с жестким и умелым сопротивлением, наши «сдуваются». Примеры из самого последнего времени – Марибор (проигрыш сборной словенцам), полуфинал Евро-08 (проигрыш «в одну калитку» 0:3 испанцам). Теперь вот новая «реперная точка» — «Осер», «деревенская команда», как ее пренебрежительно называли в нашей прессе. У нас в высшей лиге в начале 90-х блистал камышинский «Текстильщик», так Камышин с его 120 тыс. населения чуть не втрое больше маленького Осера!

О футболе принято отзываться пренебрежительно, мол, это «игра для быдла» — а зря: ведь при такой массовости футбол – отличное зеркало, в котором отражаются многие достоинства и недостатки народа.

Возьмем состояние нашей сборной. Уже даже Адвокат, новый тренер, выражал озабоченность в прессе: НЕТ ИГРОКОВ! В буквальном смысле – непонятно, из кого собирать заявку. В сборную приглашаются игроки возраста «за тридцать», футбольные пенсионеры, по большому счету. Но за ними – вообще пустота! По некоторым амплуа – полный провал: нет и не видно «на подходе» защитников, сложная ситуация с нападающими…

И это при том, что в стране – 140 млн. человек, а в футбол на профессиональном и полупрофессиональном уровне играют везде, в буквальном смысле – от Калининграда до Находки (есть в Находке свой ФК – «Океан», играет сейчас во второй лиге). То есть футболисты-то есть, и много – но ТАЛАНТОВ среди них почему-то не найти днем с огнем. Неурожай? Да что ж – уже 20 лет неурожай?!

Никто не говорит про гениев – понятно, что Пеле и Стрельцовы – товар штучный; но где футболисты ВЫДАЮЩИЕСЯ, чтоб сборную хотя бы можно было набрать? Что – неужели дело в генетике? Типа – народ такой неудачный, к футболу неспособный?

И опять же: все сегодня плачутся на отсутствие в России «социальных лифтов». Нету, мол, у молодых людей из небогатых семей никаких шансов «подняться»: политику прикрыли, в экономике тоже «все места заняты». Иди или в клерки, или на завод, или продавцом-консультантом в супермаркет. Однако вот же работающий лифт «на самый верх» — футбол! Хорошо играй головой, быстро бегай, своевременно отдавай пас – и ты в дамках, будешь получать в буквальном смысле миллионы! Хороший футболист во всем мире ценится, а ОЧЕНЬ хороший – это поп-фигура международного масштаба, с некоторыми президенты считают за честь за руку поздороваться!

Почему же у нас в России не работает этот социальный лифт? Ответ прост: он работает. Только, в отличие от других стран, наверх он выносит футболистов ПОСРЕДСТВЕННЫХ. Наши футбольные «звезды» превосходят звезд европейских по трансферной стоимости и размерам доходов, но увы – далеко отстают от них по уровню собственно футбольного мастерства. И вот это, заметим, проблема уже отнюдь не только нашего футбола. Скорее, это проблема наших «социальных лифтов» как таковых. Они почему-то настроены так, что выносят наверх отнюдь не лучших.

При этом я ни за что не поверю в какую-то «природную футбольную тупость» нашего населения. Уж больно велик масштаб «выборки». Не может быть, чтоб из 140 млн. особей не нашлось десятка-другого таких, у кого ПРИРОДНЫЕ способности к манипуляциям с кожаной сферой находятся на ВЫСОЧАЙШЕМ уровне. Вопрос, очевидно, в том, что нечто в структуре общества МЕШАЕТ этим способностям развиваться.

При этом очень похоже, что эту проблему мы унаследовали еще от Советского Союза. Конечно, масштаб СССР был еще больше – 250 млн. чел., оттого и выдающиеся футболисты – Яшин, Стрельцов, Кипиани, Блохин, Черенков – иногда «проскальзывали». Однако факт тот, что одна малюсенькая Голландия дала больше выдающихся мастеров «кожаного мяча» мирового уровня, чем весь СССР; да и успехи голландцев в мировом и европейском футболе не в пример весомее…

В чем же причина? Мне кажется, основная проблема здесь в том, что мы – страна глубоко НЕСПОРТИВНАЯ. Не в том смысле, что у нас мало прыгают, бегают и плавают. Мы «неспортивны» в британском смысле слова. Приблизительно английские термины «спортивно» и «неспортивно» можно перевести как «по-честному» и «не по-честному».

А у нас СПОРТИВНЫЙ принцип не то что не любят – даже не понимают. Русского человека спортивный принцип бессознательно пугает – своей холодностью и неумолимостью, своей «бесчеловечностью». Мы ведь всегда ищем в первую очередь не правило, а исключение, для нас важно не «купить», а «договориться». И хороший человек для нас не тот, кто сделал качественно за достойную плату, а тот, кто «вошел в положение».

Как это – «побеждает сильнейший»? Как это – «кто выиграл, тот и прав»? Как это – «все решается на поле»?! А как же богатая предыстория? Как это, наконец, важнейший принцип спорта – ИГРА ПОКАЖЕТ??

Что там вообще эта игра может показать? Как можно доверяться такой ненадежной материи, как игра? Нашим людям это непонятно, и поэтому они СТРАХУЮТСЯ.

Главнейшая, неискоренимая беда нашего футбола – и сейчас, и при коммунистах – то, что у нас в него не ИГРАЮТ. У нас футбол «расписывают».

И тут даже не просто банальная коррупция, когда одна команда просто покупает выигрыш или ничью у другой, за деньги. Это чистая уголовщина, она, конечно, есть – но тут есть элементарная «острастка». Но еще более «лишайная» зараза – это именно «расписывание» игр, когда два клуба, к примеру, договариваются еще перед началом сезона «обменяться» победами. То есть «мы выиграем у вас на своем поле, а вы выиграете у нас на своем поле». В итоге каждая команда получает в «копилку» по три очка. 50% — поди плохо?

Или команда «договаривается» с другой: вы нам проиграете сейчас, в конце этого сезона, так как нам сейчас очки нужнее; а вы нам проиграете в следующем сезоне, когда нам будут очки нужнее».

Это ведь не банальный подкуп; тут не происходит никакого движения денежных знаков. Просто один клуб поддается сейчас, другой – в следующий раз. Какие могут быть претензии? При чем здесь коррупция? Претензия к таким «взаимным договоренностям» может быть только одна, и звучит она наивно, по-детсадовски: это неспортивно. В ответ на такую претензию наши умудренные «футбольные менеджеры» только покрутят пальцем у виска – иди гуляй, мальчик! Не мешай дядям, они делами занимаются!

Дяди-то дела делают, прочитывают многоходовые «комбинации» — только в итоге мы имеем то, что имеем: стабильно посредственный уровень как футбола в целом, так и футболистов в частности. Они у нас просто не привыкли играть на 100%, выкладываться. Наоборот, их с детских спортшкол «учат», что самоотверженная игра в каждом матче ПРОТИВОПОКАЗАНА. Нафиг нужен «гроссмейстерам», расписавшим чуть не половину матчей своего клуба, какой-то придурок, который безостановочно носится по полю и так и норовит забить мяч «не тем» соперникам?

Похоже, у нас начиная с уровня спортшкол действует жесткий отрицательный отбор, который потом только закрепляется в клубах: «придурков» отсеивают или «перековывают», объясняя, что умирать на поле вовсе не обязательно. Можно просто попинать мячик, а потом прийти в клубную кассу за повышенными премиальными.

А «вверх» идут «умные», которые с детства понимают, «что к чему». Вот из таких «умных футболистов» и состоит наша «элита». С разорванным сознанием, привыкшие к тому, что «здесь играем, здесь — не играем». Всосавшие с молоком матери, что так и должно быть! Не поэтому ли почти никто из наших не может по-настоящему «заиграть» на Западе? Даже наша единственная более-менее реальная «звезда», Аршавин – и тот, что очень хорошо заметно, играет в «Арсенале» с огромным трудом, потому что НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ. Не привык играть! И это Аршавин, самый «играющий» футболист в РФ. Что уж говорить про остальных…

Стоит ли теперь удивляться, что наши игроки никогда не могут собираться именно к решающим матчам? Так они подготовлены, ничего не попишешь. И как сломать эту ТОТАЛЬНУЮ неспортивность – я, честно говоря, не представляю.

Свежий анекдотец:

Бруно Алвеш — $25млн.

Бухаров — $15млн.

Подкуп судей в РПЛ в 2010 — $5млн.

Участие в Лиге Чемпионов — бесценно.

Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального существует Газпром.

«Локомотив» слил по пенальти клубу второго дивизиона (!) из Швейцарии (!!). Швейцария — это ведь даже не Франция. Бюджет «Лозанны» — 3,2 млн. долл; бюджет «Локомотива» — 60 млн. долл. В 20 раз! То есть в «Локо» один Алиев КАК БЫ стоит дороже, чем вся «Лозанна» со всеми потрохами! И вот поди ж ты.

Плюс — за «Локо» стоит могущественное ОАО «РЖД», а кто стоит за «Лозанной» — я даже не знаю. Второй дивизион!..

Забавную особенность раз за разом выявляют матчи наших команд в Европе: каждый раз мы видим, что ни одна (!) наша команда не умеет подавать угловые. Вообще никто! Открытие особенно шокирует именно в еврокубках, ведь, глядя на матчи «Росгосстраха», мы просто забываем, что угловой — это в общем-то весьма опасный «стандарт».

А вообще — нет слов.

Кстати. А матч ПСВ-Сибирь закончился именно так, как мы все и боялись — 5:0. Я даже счет угадал…