Максим Ликсутов, заместитель столичного мэра Собянина, обратился в Генеральную прокуратуру с фактическим опровержением обвинений в незаконной деятельности возглавляемого им Департамента транспорта столицы и связанных с этой структурой заведений.
Правда, по мысли самого чиновника, это не попытка самооправдания, а доскональное изложение правового аспекта деятельности транспортного ведомства Москвы.
Как отмечают эксперты сайта Newsru.сом, странная инициатива Ликсутова стала ответом на упорные слухи о том, что ряд парламентариев Государственной Думы собирается просить руководство московской прокуратуры устроить проверку деятельность руководителя Департамента транспорта, заподозрив его в превышении должностных полномочий. Так, горячим сторонником такой «ревизии» выступает первый заместитель председателя думского Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.
Как пояснили представители пресслужбы Департамента транспорта столицы, в Генпрокуратуру чиновник написал «…не дожидаясь никаких обращений». И подчеркнули, что дептранс «открыт для обсуждения всех транспортных вопросов, а меры по организации парковок уже сейчас дают ощутимые результаты».
Тем временем, предметом интереса Генпрокуратуры может стать не только банальное «превышение полномочий». Максим Ликсутов не раз становился героем громких скандалов с коррупционной подоплекой. На этот раз попытку вскрыть аферу в Департамента транспорта Москвы попытался блоггер Иван Ежиков, на свой страх и риск опубликовавший протокол совещания по вопросам развития «Московского паркинга». Если верить этому документу, проблемами столичной автотранспортной системы занимается эстонская компания «Нау! Инновейшнз». Причем, фактически на безальтернативной основе.
Так, именно эстонцы в прошлом году разработали проект организации доступа к парковочным местам во дворах на платной основе. А именно, как утверждает Ежиков, «АИС «Мобильное парковочное пространство «была куплена у «Нау!», но деньги за нее не заплатили…. Контракта на эту покупку не заключалось». То есть, программу получили в рамках договоренности, а выделенные бюджетные средства собирались молчком распределить по другим договорам, — делает вывод блоггер.
Совладельцем эстонской «Нау! Инновэйшнз», материнской структуры одноименной российской компании, числится видный эстонский производитель компьютерного программного обеспечения Helmes. А в перечне аффилированных лиц Московской кольцевой железной дороги прописан как сам Максим Ликсутов, так и ООО «Хелмес Девелопмент Компани Лтд» (оффшор Британских Виргинских островов). Причем, в категории «группы лиц, к которой принадлежит ОАО «МКЖД»».
Дальше-больше: сто процентов «Хелмес Девелопмент Компани» принадлежат компании «Трансконтейнер». А членом совета директоров ОАО «Трансконтейнер» в 2008 году стал М. Ликсутов.
Разоблачениями Максима Ликсутова выступают не только блоггеры. Человек, занимавший в 2013-м году 157 место в российском рейтинге миллиардеров журнала «Форбс», крепко поссорился с «Народным фронтом». В результате, отдел расследований ОНФ «За честные закупки» нашел у подчиненного Ликсутову «Мосгостранса» размещенный тендер на поставку видеорегистраторов на сумму свыше 200 миллионов рублей. При этом закупка этого оборудования у других производителей сберегла бы для казны около 75 миллионов. Сейчас с выводами ОНФ, изложенными в официальном запросе, разбирается Федеральная антимонопольная служба РФ.
Скандалом может закончится и организация так называемого каршеринга в Москве. Как пишет издание «Ридус», сейчас под брендом «Делимобиль» каршерингом занимается ООО «Каршеринг Руссия», 51% доли в уставном капитале которого принадлежит люксембургскому офшорному фонду «МК Листед Секьюритиз». Характерно, что под тем же нумером и адресом в реестре значится компания Mikro Kapital, принадлежащая уроженцу Италии Винченцо Трани. А партнером в Mikro Kapital числится Денис Саклаков — эмигрировавший из России предприниматель, близкий к либеральной оппозиции. По данным общества «Синие ведерки», Саклаков — близкий друг Ликсутова. Нетрудно сделать вывод, что весьма доходное место без какого-либо конкурса и с льготами в виде сниженного тарифа на платных парковках получает зарубежная компания, тесно связанная с властями Москвы.
Понятно, что одних только депутатских запросов и публикаций в соцсетях для инициирования расследования в отношении фаворита мэра Собянина недостаточно. Тем не менее, заметная нервозность Ликсутова свидетельствует о том, что, по крайней мере, часть обвинений в его адрес обоснована. Возможно, основную часть компромата на зажиточного главу Департамента транспорта мы увидим позже, ближе к выборам 2016 года. Вот тогда, вероятно, «силовикам» и пригодятся нынешние депутатские и общественные запросы в Генеральную прокуратуру.