Этот мощный балкер, загружающийся американским углём в порту Балтимора, штат Мэриленд, делает для отделения двух непризнанных республик от Украины почти столько же, сколько и Александр Захарченко с Игорем Плотницким. В конце концов, они занимаются преимущественно политикой, тогда как углевоз – больше по части экономики. Что гораздо важнее.
При этом представители нынешней киевской власти подобный ход событий только приветствуют.
«Это очень важный день… Это серьёзное начало тех договоренностей, которые были достигнуты Президентом Петром Порошенко в ходе визита в США», – заявил украинский посол в Америке Валерий Чалый, лично посетивший портовый терминал.
Да, речь о начале поставок энергетического угля из Соединённых Штатов для украинской компании «Центрэнерго», которая управляет Углегорской, Змиевской и Трипольской ТЭС. Угольный импорт из США рассматривается Киевом в первую очередь как политический проект по обретению энергонезависимости. Более прозаическая причина заключается в том, что после начала товарной блокады отдельных районоввостока Украины ветеранами АТО на украинских теплоэлектростанциях возник дефицит угля. Что в преддверии отопительного сезона равносильно катастрофе.
Вариантов её не допустить было несколько. Украинские власти выбрали едва ли не самый затратный. Сообщается, что цена первой партии американского угля составит 113 долл. за тонну. Причём речь, скорее всего, идёт о принятой в Америке короткой тонне (short ton), которая почти на 10% легче обычной. То есть, реальный ценник, вероятно, составляет 124-125 долл. за 1000 кг.
Для сравнения, в ЮАР Украина закупала уголь по 100 долл. за тонну, энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова импортировал чёрное топливо из Ростовской обл. по 95 долл. за тонну, а поставки из Донбасса обходились украинским потребителям, по разным оценкам, в 65-85 долл. со всей их коррупционной составляющей. Текущие котировки на мировом рынке – 98,5 долл. за тонну. И как вишенка на торте, спотовые цены в Штатах – 45-46 долл. за короткую тонну.
Возможно, именно ценовые вопросы стали причиной почти троекратного сокращения планов Киева по закупке угля в США. Изначально анонсировался объём в 2 млн тонн, в итоге планируется импортировать лишь 700 тыс. тонн. Тем не менее, Украина внесёт свою лепту в рост американского угольного экспорта, начавшегося в конце прошлого года.
Конечно, это дело двух суверенных стран – в каких объёмах и по каким прейскурантам торговать между собой. Даже если экономика угольной сделки вызывает сомнения, политическая подоплёка предельно ясна. Энергетическая независимость от Москвы тоже имеет свою цену, и если украинцы согласны её платить, остаётся только умыть руки.
Но представляется, что переплата не ограничится только завышенными расходами на закупку топлива для ТЭС, которые в итоге выльются в увеличение счетов за электричество и отопление (на практике оно вряд ли будет сильным, так как согласованный объём импорта из США пока не превышает 5-10% от потребностей электростанций).
Переход на альтернативные Донбассу источники угля совершенно очевидно затруднит экономическую реинтеграцию отдельных районов, предусмотренную Минскими соглашениями. Что лишь усилит у их жителей стремление полностью и официально развестись с Украиной. Ведь базис, как ни крути, определяет…
Вполне возможно, что с точки зрения Киева подобное закрепление торговой блокады Донбасса выглядит как часть хитрого плана по увеличению для Кремля расходов на содержание непризнанных республик. Но в текущей ситуации «дыры» на российско-украинской границе мало кто может помешать продаже донецкого угля в Европу, Турцию или Китай под видом российского. Сообщения об этом уже проскакивают в СМИ.
То есть план – если он есть – не работает. И альтернативы Минским договорённостям нет, если не брать в расчёт полномасштабную войну.
В сухом остатке. Америка за счёт продажи своего угля украинской госкомпании «Центрэнерго» успешно решает собственные задачи по росту прибыли и сохранению занятости в угольной отрасли, Россия остаётся при своих, а Украина в очередной раз демонстрирует превосходство политических лозунгов над экономической целесообразностью. Её дело, конечно же…
Но простенький вопрос: а кому это выгодно в конечном счёте? И кто за это заплатит?
Источник: http://a-nalgin.livejournal.com/1404977.html