Руководство «Транснефти» ведет бизнес компании вопреки интересам акционеров

Решением Центробанка России ООО «Страховое общество трубопроводного транспорта» («СОТ-Транс») лишено лицензии в связи с «отказом субъекта страхового дела от осуществления предусмотренной лицензиями деятельности», т.е. имущественного и экологического страхования организаций. Похоже, что страховой «филиал» крупнейшей нефтепроводной компании России – ОАО «Транснефть», в недрах которой «СОТ-Транс» и зародилась в 1995 году – переняла основные принципы ведения бизнеса, практикуемые в головной компании.

Принципы эти незамысловаты – несоблюдение собственных обязательств по отношению к держателям акций и нарушение требований закона. Вот только выглядят они как минимум странно для компании, контрольный пакет акций которой находится в собственности государства. Так, в этом году разразился уже второй скандал, связанный с выплатой дивидендов по т.н. привилегированным акциям за 2015 год – первый конфликт с акционерами-миноритариями (держателями этого вида ценных бумаг) вышел по итогам 2013 года. Как выяснилось, еще в 1999 году руководство «Транснефти» самовольно, без обсуждения с акционерами, внесло в Устав компании изменения, позволяющие занижать выплаты по привилегированным акциям, по сравнению с акциями обыкновенными, в несколько раз. Как уточнила «Наша Версия», в этой ситуации, помимо очевидного нарушения прав миноритариев, налицо нарушение требований закона об акционерных обществах. Следы «Транснефть» постаралась максимально замести – в открытом доступе сегодня можно ознакомиться только с «отредактированной» версией Устава, тогда как прежняя недоступна даже сотрудникам налоговой службы.

Газета «Наша Версия» сообщила: вероятно, что подобная уловка с дивидендными выплатами стала возможной благодаря действиям руководства нефтепроводной компании с получаемой прибылью. Похоже, что ее в «Транснефти» стараются максимально вывести за пределы головной организации, попросту «переписывая» на дочерние структуры. В результате база, с которой производится выплата дивидендов, «усыхает» в десятки раз. Так, по итогам 2013 года прибыль головной компании составила 11 миллиардов рублей, а дочерних – 142 миллиарда; в 2014 году, после того, как ограбленные миноритарии пожаловались на действия «Транснефти» правительству, руководство компании «поимело совесть» и оставило у «дочек» всего 47 миллиардов против 12 у головной компании, а в 2015 году опять «взялось за свое» — 13 миллиардов против 131 миллиарда у «дочек». Неудивительно, что у крупнейшего держателя привилегированных акций, фонда UCP, лопнуло терпение, и его представители подали на «Транснефть» в суд.

«Транснефть» — едва ли не единственная из госкомпаний, дивиденды которой выглядят столь «нищенски»: 9% чистой прибыли по МСФО за 2015 год, и это при том, что Сбербанк, к примеру, «пустил» на дивиденды 20%, «Газпром» — 23%, а «Роснефть» и вообще 35%. Подобная дивидендная политика крайне неблагоприятно сказывается на «инвестиционном имидже» «Транснефти», особенно в свете намеченной правительством приватизации трубопроводной компании.