Руководство РФ не только ввело ограничения в торгово-экономические отношения с Турцией. Сенсацией прозвучали обвинения в сотрудничестве президента страны Реджепа Эрдогана и его семьи с террористами из ИГИЛ* . Существует масса фактов, что Анкара закупает сырье по дешевке. И есть вероятность, что турецкие интересы «Лукойла» также связаны с использованием и продажей теневой нефти.
Ответные меры против Турции не ограничатся помидорами или запретами на строительные подряды, отметил Владимир Путин в своем недавнем федеральном послании. Но, разумеется, в торговых войнах страдают обе стороны. Как считает «Наша версия», прежде всего, в данном контексте можно упомянуть «Газпром», которые реализует с Турцией проект строительства газопровода «Турецкий поток». Правда, он и ранее буксовал из-за амбиций турков получать большие скидки на транзит газа и вводом лишь половины проектной мощности. В целом же Анкара является крупнейшим потребителем российского газа, занимая второе место после Германии. Поэтому обе стороны заинтересованы в продолжении партнерских отношений.
Вероятно, еще один крупный проект – строительство АЭС «Аккую» на побережье Средиземного моря – будет все-такие свернут «Росатомом». Хотя еще рано говорить об этом уверенно.
Зато не приходится сомневаться, что «Лукойл» Вагита Алекперова может серьезно сократить дивиденды от турецкого нефтяного рынка, который не только в сфере интересов семьи президента Эрдогана, но и в значительной степени крайне непрозрачен и криминализован.
В 2008-2009 гг. турецкая «дочка» ЛУКОЙЛа Lukoil Eurasia Petrol A.S. приобрела крупную сеть АЗС «Акпет», занимавшая 5%-ную долю на рынке местных нефтепродуктов. Стоимость сделки составляла порядка 600 млн долларов, что было явно ниже рыночной цены. В составе «Акпет» находились 700 АЗС, производство моторных масел, пять хранилищ СУГ, три заправочных комплекса авиатоплива, 8 терминалов, в т.ч. имеющие морские и трубопроводные соединения с турецкими НПЗ компании «Тюпраш» (Tupras).
Значимость турецкого тынка для «Лукойл» также подтверждается наличием у него порядка 20 дочерних компаний и персонами, которые управляют турецкими активами. Так, руководителем Lukoil Eurasia Petrol A.S. является бывший первый заместитель гендиректора ООО «ЛЛК-Интернешнл» (реализация масел ЛУКОЙЛа) Александр Трелецкий, а вице-президент по координации сбыта нефтепродуктов ЛУКОЙЛа Вадим Воробьёв, видимо, возглавляет правление турецкой дочки «Лукойла».
Известно, что нефтепродукты для своих заправок в Турции «Лукйол» закупает в Болгарии и на Сицилии. Однако их вряд ли хватало для полной потребности для турецкого рынка. Поэтому, часть из них вполне могла поставляться с турецких НПЗ, которые, в свою очередь, получали нефть от запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ. Например, от компании находящейся недалеко от границы с Сирией «Тюпраш», использующей контрабандную нефть ИГИЛ.
Также не секрет, что зять президента, министр энергетики Турции Берат Албайраке и сын Эрдогана Билал давно и плотно завязаны на теневом и нелегальном нефтяном бизнесе с террористами.
И теперь «Лукойлу» нужно делать выбор. Продолжать сотрудничество с Турцией на столь политизированном нефтяном рынке, связанным с семьей Эрдогана, или же выбрать критерий национальной и военной безопасности России?
Для Вагита Алекперова настал «час икс» и нелегкий выбор. Соблюсти законы РФ и интересы своей родины с продажей турецких активов, либо продолжать делать деньги с криминализованными и связанными с террористами партнерами из Анкары?
* Движение «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.