После ухода с рынка авиакомпании «Трансаэро» ведущий российский авиаперевозчик «Аэрофлот» принял комплекс мер, направленных на сохранение транспортной доступности региона. Однако билеты эконом-класса на ряде дальневосточных направлений быстро заканчиваются, что вызывает нервную реакцию местных чиновников. Власти Приморья просят ввести дополнительные прямые рейсы во Владивосток, а на Камчатке зовут на помощь китайскую авиакомпанию. Между тем, эксперты отрасли убеждены, что подобные панические настроения неуместны, и дефицита предложения не будет.
Как утверждают аналитики, в рамках рынка сверхдешевые тарифы на авиабилеты могут существовать либо в процессе работы соцпрограммы при поддержке государства, либо в результате демпинга. Тем, кто по-прежнему рассчитывает летать на Дальний Восток по ценам «Трансаэро», стоит помнить, что этот перевозчик уже тогда имел большие долги и потому активно занижал цены, всеми силами пытаясь быстро нарастить денежную массу и остаться на рынке. Но рынок таких ошибок не прощает. Достаточно вспомнить громкое шествие по России частной компании «МММ» — на ее призывы заработать «легкие» деньги откликнулись тысячи россиян, но, согласно рыночным законам, крупнейшая пирамида 90-х отработала свой срок и «благополучно» развалилась. Играть в обход этих законов, например, искусственно занижая цены, для любой компании — это путь к неминуемому банкротству.
Вместе с тем, после краха, постигшего «Трансаэро» из-за провальных бизнес-решений ее менеджмента, все чаще слышно от чиновников о монополизации внутреннихе перевозок. Такие заявления, считают эксперты, основаны на незнании динамики текущих процессов в гражданских авиации и поэтому совершенно некорректны.
«Одно дело блогеры, как правило, «за интерес» представляющие далеко не всегда соответствующую действительности точку зрения, а в данном случае выступающие еще и медиаприкрытием проворовавшихся авиаторов, — пишет в своей колонке на Ленте.ру доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — Совсем другой оборот возникает, когда некоторые чиновники занимают искаженную публичную позицию, нагнетая предгрозовые тучи в сфере пассажирского авиасообщения, при этом не утруждая себя разработкой конструктивных предложений по повышению транспортной доступности удаленных регионов страны».
Речь идет, в том числе, о недавнем заявлении губернатора Приморского края Владимира Миклушевского о недоступности для рядовых россиян авиабилетов на прямые рейсы из Москвы во Владивосток после прекращения полетов «Трансаэро». По его словам, цена покупаемых за несколько дней до вылета билетов на прямые рейсы, которые теперь выполняет только «Аэрофлот», возросла в 3-5 раз. Миклушевский даже обратился к федеральным властям с просьбой увеличить количество прямых рейсов разными компаниями. Однако вскоре глава региона был вынужден принести свои извинения, после того, как появилось официальное опровержение «Аэрофлота» и компания подтвердила неизменность своей программы единых «плоских» тарифов.
Напомним, использование собственной социальной программы «плоских тарифов» позволяет «Аэрофлоту» обеспечить приемлемую по цене перевозку, а так же удовлетворяет пожеланиям федеральной антимонопольной службы. По этой программе перелететь в эконом-классе из Москвы в Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск и обратно можно за 18 000 и 11 000 рублей в одну сторону.
Как объясняет Никита Кричевский, госкомпания, сознательно идет на убытки, чего частные перевозчики не могут себе позволить, и предпочитают не расширять свое присутствие на неудобных маршрутах.
Сегодня билеты на прямые и стыковочные рейсы из Москвы во Владивосток и обратно по различным тарифам можно приобрести у 25 российских и зарубежных авиакомпаний, но действительно доступными по цене до сих пор остаются лишь тарифы «Аэрофлота». Поэтому совершенно естественно, что при росте спроса на дешевые билеты люди заранее озаботились их покупкой, спровоцировав дефицит.
Наличие спроса, уверен главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, неизбежно приведет к увеличению предложения. Однако без поддержки государства авиакомпании не смогут быстро предложить щадящие тарифы, считает эксперт.
«Себестоимость одного пассажирокилометра у лоукостеров составляет 5 центов, — рассуждает Олег Пантелев. — Таким образом, грубые расчеты показывают, что реальная себестоимость пассажирокилометра будет составлять около 3-3,2 рубля. А это означает, что перевозка одного пассажира, к примеру, во Владивосток сегодня обходится авиакомпании примерно в 20 тысяч рублей в одну сторону…Говорить об окупаемости рейсов вообще не приходится».
Сейчас для российской авиации наступили непростые времена. Лишь за первые шесть месяцев 2015 года авиакомпании, стремясь угодить пассажирам, потеряли 28 млрд рублей. В 2014 году убытки представителей отрасли составили 24 млрд рублей.
По мнению Олега Пантелеева, чтобы другие российские авиакомпании не повторили судьбу «Трансаэро», необходимо увеличить объем субсидирования полетов на дальневосточных направлениях или же усиленно развивать экономику в регионах и создавать высокооплачиваемые рабочие места.