Правительство собирается радикальным образом поменять действующую ныне систему госзакупок. А именно, по инициативе первого заместителя председателя кабмина Игоря Шувалова, все торги будут проводится в электронной форме. Для этого, как сообщают деловые издания, уже определены 5 площадок.
Как поясняют эксперты газеты «Коммерсантъ», это сформированная еще шесть лет назад группа компаний – «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», ЕЭТП, ЭТП ММВБ и Агентство по госзаказу Республики Татарстан. Они обеспечивают госзакупки по закону о контрактной системе (44-ФЗ). Им будут переданы все виды госзакупок и закупок госкомпаний любой стоимости, а также торги по продаже имущества банкротов и впоследствии по приватизации.
План реформы государственных закупок был озвучен на совещании у главы правительства Д.Медведева. Поводом для пересмотра существующего порядка стали исследования, выявившие значительный перерасход средств госбюджета. Так, участникам заседания были предоставлены документы, свидетельствующие, что стоимость закупок государственных компаний по отдельным позициям превышают среднюю рыночную цену от 37 до 295 процентов, на топливо — от 7 до 10 процентов, на металлургическую продукцию — до 18 процентов, превышение средних цен в закупках энергокомпаний составляет от 28 до 94%, а это приводит к повышению затрат на 80 процентов. Необходимо отметить, что в целом рынок закупок государственных компаний составляет более 17,5 триллионов рублей. При этом на долю лидеров рынка корпоративных закупок ЭТП B2B-Center (где закупаются ОАО Россети и другие компании энергосектора) и ЭТП Газпромбанка приходится 5-10 миллиардов рублей при объеме электронных закупок в 3-5 триллионов.
В ходе недавнего совещания Игорь Шувалов обратил внимание собравшихся на фактическое отсутствие контроля над закупочной деятельностью директоров департаментов компании «Газпром». При этом, как отметил вице-премьер, главы этих структурных подразделений газового монополиста и прямые подчиненные Алексея Миллера обладают многомиллионными состояниями.
Впрочем, упреками в мотовстве и намеками на коррумпированность руководства госкомпаний недовольство правительства не ограничивается. Как отмечают авторы документов, подготовленных к докладу Шувалова, госмонополии часто затягивают сделки по продаже непрофильных активов, выручка от которых могла бы пойти на финансирование инвестиционных программ. Также, государственные монополии замечены в прямом саботаже конкурентных закупок. Статданные прекрасно подтверждают выводы экономистов: только в 10 процентах сделок госкомпании заключили договор с несколькими поставщиками. К примеру, объем электронной приватизации государственного имущества и активов госкомпаний за 4 года составил только 50 миллиардов рублей, десять миллиардов — на площадках для госзакупок и 40 млрд. — на площадке Российского аукционного дома.
Отныне, закупки госмонополий планируется контролировать силами Минкомсвязи, ФНС и ФСБ. Причем, бюджетные средства государственные компании будут получать не в виде взносов в уставный капитал, а только по договорам о предоставлении бюджетных инвестиций с утверждением соответствующих планов и ответственности за их срыв.