По-разному исполнить поручение президента Владимира Путина, еще весной предложившего разобраться с высокими ценами на топливо в Дальневосточном округе, предлагают «Роснефть» и «Транснефть» вместе с министерством энергетики.
По мнению главы «Роснефти» Игоря Сечина, виновата «неразвитая транспортная инфраструктура», однако исправлять ситуацию с помощью строительства отвода от нефтепровода ВСТО до Комсомольского НПЗ, Сечин не собирается. Он считает это проект нерентабельным, хотя эксперты указывают на срок окупаемости в 3 года – для инфраструктурных проектов это очень быстро.
Как сообщает Центр изучения региональных проблем, в настоящий момент «Роснефть» предпочитает возить топливо на Дальний Восток из Западной Сибири – это тысячи лишних километров. В то же время Комсомольский и Хабаровский НПЗ, принадлежащие «Роснефти», выпускают почти в два раза больше топлива, чем необходимо ДФО: 5,9 млн. тонн вместо необходимых 3,6 млн. тонн. Однако г-н Сечин предпочитает отправлять их продукцию на экспорт, а не на дальневосточные АЗС.
Искусственно созданный «Роснефтью» дефицит приходится восполнять другим нефтяным компаниям, которые обязаны поставлять топливо на Дальний Восток пропорционально объёму экспорта нефти по нефтепроводу ВСТО. При этом все расходы на транспортировку ложатся на плечи покупателей. Как подсчитали в Минэнерго, «Роснефть» могла бы сократить себестоимость производства топлива на Комсомольском НПЗ не только за счет строительства отвода огт нефтепровода ВСТО, дающего двукратную экономию, но и за счет разлива нефти в железнодорожные цистерны не в Красноярском крае, а в Амурской области.
Запланированная модернизация Комсомольского и Хабаровского НПЗ сделает возможной переработку дополнительных 2,5 млн. тонн нефти. В этой ситуации гораздо более логичным выглядит решение транспортной проблемы поставок сырья на заводы, чем строительство нового Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Находке. Издание предлагает сравнить простые цифры: строительство ВНХК потребует 180 млрд. рублей плюс еще 250 млрд. рублей уйдет на сооружение нового нефтепровода из Западной Сибири к заводу, при этом продукция комплекса будет идти преимущественно на экспорт. Или вложить 53 млрд. рублей в строительство отвода к Комсомольскому НПЗ, чтобы снабжать недорогим бензином наших соотечественников.