Между главой Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и одновременно председателем комитета Госдумы по транспорту Евгением Москвичевым и министерством транспорта РФ пробежала черная кошка. И неудивительно — своими «неуклюжими» действиями Минтранс выбил из-под ног у депутата основу благополучия вверенной ему организации.
Напомним, отрасль международных автомобильных грузовых перевозок регулируется двухсторонними и многосторонними соглашениями между государствами. Книжки Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) дают право европейцам свободно двигаться по странам Евросоюза, а иностранным грузовикам — совершать по этому разрешительному документу до 3 поездок с грузом. Книжки ЕКМТ дают возможность перевозчикам заключать длительные контракты и делать несколько перевозок внутри ЕС, в отличие от книжек, которые базируются на двусторонних соглашениях — допустим, между Россией и Польшей, и так далее. В России документы ЕКМТ выдает Российский автотранспортный союз (РАС), а двухсторонними соглашениями ведает АСМАП. Для перевозчиков затраты на покупаемые в АСМАПе в течение года двухсторонние разрешения в среднем в 3 раза выше, чем на приобретение одного разрешения ЕКМТ.
Казалось бы, при таком раскладе, книжки ЕКМТ должны были бы однозначно выигрывать, однако до сих пор существовали формальные ограничения — квоты — на получение таких книжек российскими перевозчиками. Например, на 2013 год было подано около 7 тысяч заявок от россиян на многосторонние разрешения ЕКМТ, а из-за квот страна получила всего 670.
В Париже заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул подписал соглашение как о свободном допуске европейцев на российских рынок грузоперевозок, так и на отмену квот для россиян на получение книжек ЕКМТ. В свою очередь Евгений Москвичев обвинил чиновника в «продаже интересов Родины» и пригрозил, что европейцы хлынут на российских рынок и лишат 40 тысяч россиян работы. А общие потери отрасли якобы составят до 20 миллиардов рублей в год. В связи с этим АСМАП уже обратилась с открытыми письмами к руководству Минтранса, премьер-министру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Но, как полагают участники рынка, россияне совершенно не боятся конкуренции с европейцами. Во-первых, европейские перевозчики — кто хотел — и так уже давно работают на внутреннем рынке РФ, который вообще слабо контролируется федеральными властями. Во-вторых, у россиян есть объективные преимущества — более низкая зарплата и более дешевое топливо. Поэтому опрошенные «Российской газетой» эксперты и участники АСМАП (на условиях анонимности) прямо говорят, что руководство ассоциации лишь защищает свои собственные интересы.
Ведь либерализация получения книжек ЕКМТ приведет к тому, что выдаваемые ассоциацией разрешения станут… никому не нужны. А это — миллиарды рублей в год. Напомним, что за год на территории России оформляется 1534 тыс. книжек МДП, в том числе свыше 1 млн продается АСМАПом по цене 1970 рублей, из которых большая часть перечисляется в Женеву в Международный союз автомобильного транспорта.
«Руководство АСМАП пользуется правами «естественной монополии» и выдает не членам АСМАП книжки МДП за двойную цену. Кроме того, в условиях дефицита двухсторонних разрешений руководство АСМАП имеет возможность влиять на доступность таких разрешений», резюмирует правительственная газета. В таком контексте становится понятным, зачем Евгений Москвичев так бурно отреагировал на совершенно логичное решение Минтранса.