Бывший трейдер Credit Suisse требует компенсации

Асиф Мохамедали судится со своим бывшим работодателем, обвиняя его в несправедливом увольнении и чрезмерном психологическом давлении. Официальная причина увольнения: «не справился с должностными обязанностями». Трейдер обиделся и требует от банка материальной компенсации и извинений.

На первый взгляд кажется, что вся эта история с трейдером, жалующимся на невнимательное отношение, упирается в классический вопрос «Кто виноват?». Однако если попытаться разобраться в особенностях дела, то начинают всплывать довольно интересные детали, приподнимающие завесу тайны над особенностями работы в банке.

Асиф Мохамедали (35 лет), один из трейдеров в лондонском отделении Credit Suisse, совершил несколько ошибок при совершении операций и принес банку убыток в 25.2 млн. франков. За это он официально и был уволен.

Сам Мохамедали считает, что его просчеты никак не связаны с уровнем профессиональной подготовки, а вызваны депрессией, виновато в которой его непосредственное начальство, оказывавшее на него постоянное и необоснованное давление.

До увольнения трейдер был одним из классических примеров успешности в отрасли: его годовой доход составлял около 6 млн. франков. И все бы хорошо, но после того, как Credit Suisse стал реализовыватьпрограмму по сокращению числа сотрудников, чтобы частично компенсировать последствия экономического кризиса 2008 года, на Мохамедали были переложен дополнительный объем работы, ранее выполняемый тремя людьми.

«Довольно скоро я почувствовал, что начинаю физически и эмоционально истощаться, — рассказал в суде Мохамедали. – Началась депрессия. Работы стало столько, что я перестал с ней справляться. Я хотел показать хороший результат, но у меня не было на это сил. Я стал ненавидеть жизнь, и мне хотелось умереть».

По словам трейдера, он обратился за помощью к своему непосредственному начальнику Эраджу Ширвани. Последний предложил ему «собраться», напомнив, что «всем тяжело, и все перерабатывают».

Мохамедали испугался, что он может потерять «любимую, интересную и престижную работу». Естественно, это никак не помогло ему справиться с его подавленным состоянием. В июле 2009 года, через месяц после этого разговора, он обратился к психиатру, который диагностировал глубокую депрессию.

Несмотря на все психологические проблемы, трейдер продолжал работать, однако эффективность постоянно падала. В итоге, при совершении торговых операций он допустил значительные просчеты и принес банку убытки в размере 25.2 млн. франков. Но вместо того, чтобы признать свою вину, Мохамедали потребовал от начальства изменения условий его работы, так как считал, что провал связан с высоким психологическим давлением. Вскоре после этого эпизода он был уволен «за нарушение внутренних правил и неподобающее поведение». За этой официальной формулировкой скрывается намек на принесенный убыток.

Мариса Дрю, ответственная за курирование мировых рынков, считает, что трейдер не испытывал никаких психологических проблем: «Асиф Мохамедали был одним из самых лучших наших сотрудников. Он всегда выполнял свою работу на высочайшем уровне. Мы не получали никаких сведений о его клинической депрессии. Его коллеги также не заметили изменений в поведении». Она предоставила в суде отчет обо всех пропусках по болезни: Мохамедали, хотя и заявлял, что находился в подавленном состоянии, продолжал регулярно ходить на работу.

После того, как он был уволен, трейдер сразу же обратился в суд, потребовав от банка финансовой компенсации за моральные издержки, связанные с несправедливым увольнением. Его начальник Эрадж Ширвани признал, что, действительно, мог сказать своему бывшему подчиненному приблизительно следующее: «Ты должен взять в себя руки и не раскисать. Но знай, потеря 25 млн. может негативно сказаться на твоей карьере». Он также напомнил суду, что подобные неудачные операции совершенно обычны в банковском деле.

Не стоит далеко ходить за примером. Экс-трейдер UBS Квеку Адоболи нанес своими действиями ущерб родному банку в размере 2.5 млрд. франков. За свои действия Адоболи был наказан сроком на семь лет. Очевидно, что он действовал в рамках установленных банком правил и внутренних указаний. В этом контексте промахи Мохамедали не выглядят такими уже серьезными. Может ли его увольнение иметь другие основания?

В беседе с журналистами британской DailyMail Гарретт Курран, глава отдела инвестиций с фиксированными доходами, объяснил: «Мохамедали совершил ряд грубых ошибок. Он продавал акции лично, одновременно покупая их от имени банка. Это вызвало серьезный конфликт интересов, который в будущем стоил бы банку серьезных потерь».

Судебные слушания продолжатся в следующем году.