Под Олегом Дерипаской снова рухнул мост

На алюминиевого «немонополиста» России Олега Дерипаску обрушилась очередная беда: 17 мая в Хакасии на реке Абакан из-за паводка рухнул временный железнодорожный мост РЭМ-500, который возвели военные строители. Основной мост упал в реку еще 7 мая.

Мост через реку Абакан был единственным транспортным путем, по которому на предприятия подконтрольного Дерипаске холдинга «Русал» – Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, соответственно, завозилось сырье (глинозем) и вывозилась конечная «высокотехнологичная» продукция – алюминий в чушках и слябах. Кроме того, по нему корпорация «РусГидро» возила грузы для ремонта «сломанной» Саяно-Шушенской ГЭС.

Как уже писал блог Толкователя, мост ходил в состав частной 58-километровой железной дороги, которой управляет ОАО «Отделение временной эксплуатации» (структура «Русала»). Помимо грузов «Русала» через мост также возила уголек с Восточно-Бейского угольного разреза компания СУЭК. 7 мая этот железнодорожный мост разрушился – один пролет упал в воду, второй повис в буквальном смысле на «честном слове».

Как всегда в России, никто докапываться до реальных причин не стал – в конце-концов, в стране тонут подлодки, взрываются произвольно огромные гидроэлектростанции, так что тут не до моста. Почему же рухнул мост в Хакасии? Формальная причина – «подмыв опор моста». Подмыть опору тяжеленного железнодорожного моста, построенного по всем правилам, вода просто так не может. По регламенту, ежегодно такие мосты должны осматривать водолазы, а раз в два года должна проводиться их комплексная проверка. Да и вообще следить надо за подобными объектами. Правда, это стоит денег, а деньги наши олигархи привыкли выводить в британские офшоры (где, кстати, и находится центр прибыли всего «Русала»).

Руководство Хакасии и армия предложили олигарху свою помощь – поставить через Абакан временный железнодорожный мост РЭМ-500. Это отличный мост, техническое наследие СССР, но у него есть один недостаток – он не может функционировать зимой. Поэтому перед олигархом встала задача к октябрю отремонтировать основной мост. Стоимость работ при этом оценили в 300 – 600 миллионов рублей.

Планировалось, что РЭМ-500 начнет работу с 28 мая, а до этого момента алюминиевые заводы Дерипаски, на которых уже закончился недельный запас сырья, будут работать на треть мощности. Сырье к ним будет завозиться грузовиками по автодороге (которая уже и сейчас выглядит удручающе). Но эти планы перечеркнула природа – на Абакане внезапно (кто бы мог подумать!) начался паводок.

17 мая из-за паводка и бревен, которые Абакан принес с верховьев, были повреждены опоры временного моста, а два его пролета рухнули в воду.

Вода в реке прибывает, строители начали сооружать на ней боновые заграждения, чтобы отбиться от бревен. И хотя они, и руководство Хакасии излучают оптимизм – мол, вода скоро спадет, и мост будет введен в строй, ситуация достаточно кислая. На алюминиевых предприятиях «Русала» скапливается не вывезенная готовая продукция, а большая часть электролизеров простаивает.

Поэтому правительство Хакасии реанимировало проект строительства дополнительной железнодорожной ветки, которая связала бы алюминиевые заводы, Саяногорск и угольный разрез СУЭКа с внешним миром. Стоимость проекта в первом приближении – 1,5 миллиарда рублей. По всей вероятности, конечная стоимость удвоится, если не утроится.

Естественно, что собственных средств у компании Дерипаски, являющегося одним из крупнейших частных корпоративных должников России, либо нет, либо недостаточно для этого. Поэтому власти Хакасии уже предложили построить дорогу по путинской формуле «частно-государственного партнерства». Это когда бюджет безвозмездно кредитует «бедных» олигархов, которые итоговую прибыль от предприятий выводят на свои офшоры на острове Джерси или Кипре.

Зная таланты наших «эффективных менеджеров» в бизнесе и коридорах государственной власти, не сложно предположить, как в итоге все будет сделано: мост РЭМ-500 будут периодически латать до осени, в октябре-ноябре в Хакасии неожиданно начнется зима и окажется, что основной мост так и не отремонтирован, а средства на резервную железнодорожную ветку с мостом куда-то пропали.

Придется Владимиру Владимировичу Путину I снова ехать в «Пикалево».

Источник: блог Толкователя