Важное решение принято по итогам январского совещания с президентом, на котором обсуждали причины крупнейшей экологической катастрофы в Черном море. Под проверки попадут около 500 компаний, занимающихся перевозкой нефти и нефтепродуктов.
Разлив мазута произошел 15 декабря 2024 года, когда два танкера, перевозившие 9 000 тонн нефтепродуктов, затонули в проливе. Не менее 40% груза попало в воду, что привело к крупнейшему в мире загрязнению «тяжелым» топочным мазутом М100. Особая опасность в том, что технологий по его эффективному удалению не существует. Экологи предупреждают, что ситуация может усугубиться при подъеме танкера «Волгонефть-212». Если утечка продолжается, загрязнение может дойти до берегов Болгарии и Турции.
Проверки выявили, что как минимум 11 танкеров типа «Волгонефть» продолжали ходить по Керченскому проливу без действующих классификационных свидетельств. Половина из них старше 50 лет, а самому «молодому» из этой группы 42 года. Несмотря на очевидную устарелость, они продолжали курсировать, создавая риск новых катастроф.
Но трагедия затронула не только экологию. На уборке мазута погиб 17-летний студент Александр Комин. Мать подростка обнародовала переписки и аудиозаписи, подтверждающие, что студентов насильно отправляли на очистку побережья. Организатором этого стал завкафедры юриспруденции техникума Сергей Савенко, который обещал зачеты тем, кто выйдет на уборку. Однако спустя почти два месяца ей до сих пор не выдали результаты судмедэкспертизы, а попытки добиться правды, по ее словам, замалчиваются.
Пока Минтранс проверяет старые танкеры, главные вопросы остаются без ответа: кто допустил к рейсу суда без лицензий, почему провалена система контроля за техническим состоянием флота и кто ответит за смерть подростка, которого отправили работать с опасными отходами без защиты?