Некрополист Москвин должен отбывать наказание в психбольнице, заявили в ОНК

По мнению представителя Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Нижегородской области Михаила Тараканова, Анатолий Москвин, осужденный за надругательство над телами умерших детей, должен продолжать отбывать меру пресечения в условиях стационарного психиатрического учреждения. Альтернативой, по словам чиновника, должно стать помещение преступника в исправительное учреждение, но никак не переход на амбулаторную форму лечения.

Поводом для заявления послужила информация о возможной выписке Москвина из клиники. Сообщается, что медицинский персонал подготовил документы для суда с целью передачи пациента под опеку родственников.

Михаил Тараканов подчеркнул, что, хотя ОНК не вмешивается в судебные процессы, а курирует условия содержания, он, как частное лицо, считает ситуацию нелогичной. «Если лицо, совершившее преступление, было направлено на принудительное лечение и якобы излечилось, то за содеянное оно должно понести наказание в местах лишения свободы, — заявил он. — Если же расстройство неизлечимо, то каким образом человек, представляющий общественную опасность, может быть выпущен на свободу?».

Он добавил, что, по его личному убеждению, преступник либо проходит терапию в условиях изоляции, либо отбывает назначенный судом срок. «Логика, согласно которой он может излечиться, находясь на свободе, отсутствует. Будучи признанным психически здоровым, он должен отбывать наказание. Если же он болен, то должен быть изолирован от общества, поскольку является преступником», — резюмировал представитель ОНК.

Предыстория дела

В 2011 году в результате оперативных мероприятий в жилище Москвина и его родителей, а также в гараже были обнаружены мумифицированные тела девочек в возрасте 3–12 лет. Как установило следствие, обвиняемый проводил незаконные эксгумации на кладбищах Нижнего Новгорода, Москвы и прилегающих областей. Для создания мумий он использовал специальный состав на основе соли и соды.

В ходе допросов Москвин объяснил свои действия патологическим желанием иметь дочь. Он утверждал, что мумии заменяли ему детей: с ними он разговаривал и устраивал праздники.

Судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, неспособным осознавать противоправность своих действий. На этом основании он был освобожден от уголовной ответственности по статье 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших») и в 2012 году направлен на принудительное лечение.

В 2018 году рассматривался вопрос о его переводе на амбулаторное лечение в связи с достижением «стойкой лекарственной ремиссии». Однако в 2019 году врачи отозвали свое ходатайство из-за ухудшения состояния пациента. С тех пор суд регулярно продлевает ему стационарное принудительное лечение, последний раз — в мае текущего года.